Батик для начинающих

Батик: роспись по ткани для начинающих, мастер-класс с фото и видео

В художестве раскрашивание текстиля является целой отраслью творческого занятия по созданию картин, дизайнерских элементов гардероба и соединяет в себе несколько способов нанесения краски. В данной статье мы рассмотрим роспись по ткани батик для начинающих.

Батик зарождался в Индонезии и техника изготовления цветных тканей с узорами существует по наши дни. Многие особенности нанесения рисунка в большей степени схожи с методами традиционного окрашивания шелка и хлопка в Японии и Индии. Некоторые отличаются по своему инструментарию, набору материалу и технологии окрашивания.

В наше время окрашивание тканей на дому — распространенное хобби, и мастера занимаются росписью по текстилю ради художественного удовлетворения. Также техника батика применяется для реставрации безнадежно испачканной одежды или вовсе для получения эксклюзивных платков, футболок, платьев и так далее.

Горячий батик

Художественная роспись с помощью резервирующего вещества – расплавленного воска. Такое вещество делает рисунки на ткани с помощью специального инструмента чантинга, медный резервуар на ручке, в который помещается кипяченый жидкий воск, а на конце резервуар имеет тонкое сопло, из которым собственно и рисуют узоры. Для бензинового резервирующего средства используют стеклянную трубку. Таким способом ткань опускается в краску для текстиля, это могут быть анилиновые красящие порошки, которые разбавляются водой или наносится кистью, а разрисованные места останутся не тронутыми.

На высохшую краску можно продолжать наносить средство и окрашивать еще одни слоем, в производстве, воск наносятся штампами, что дает возможность сделать повторяющийся мелкий ажур.

Воск, когда уже не нужен в работе, выпаривается с помощью утюга и бумажных полотенец или газетной бумаги.

Холодный способ

Ручная роспись в холодном окрашивании с применением резервирующих веществ на основе бензина или акрилового контура по ткани применяется широко в живописи по шелку. С помощью этой техники создают изящные картины или часто используют в окрашивании шарфов.

В росписи шелка чаще применяются анилиновые красители, так как их структура очень легкая, а в росписи хлопка можно использовать акриловые краски, которые создают пленку. В любом случае, в продаже есть всевозможные краски по ткани, а в инструкции всегда указывают, на какие виды текстиля они рассчитаны, а также каким способом следует закрепить краску.

Рассмотрим наглядный мастер-класс по росписи шелка красками. В данном примере выполняется роспись палантина на морскую тему.

Работа выполняется анилиновыми красителями с применением солевого секрета. О нем вы узнаете в конце работы.

Для полноценного палантина нам нужны такие материалы и инструменты:

  1. Эскиз рисунка на бумаге;
  2. Кусок натурального шелка размером 150*50см;
  3. Резервирующий состав черного цвета;
  4. Анилиновые красители для батика;
  5. Кисти;
  6. Стеклянная трубочка для резерва;
  7. Соль;
  8. Подрамник из деревянных палок;
  9. Кнопки.

Первым делом туго натягиваем мокрую ткань на раму с помощью кнопок. Наполняем шприцом резервирующую жидкость, до заполнения шарика. Наносим контур резервом уже на сухой холст, подложив под низ шаблон рисунка.

Линии состава должны быть замкнутыми, чтобы краска не убегала за границы через трещинки. А сделает она это очень быстро и бесповоротно, если мы оставим ей ход.

Линии должны немного просохнуть, теперь берем кисти и начинаем колдовать над расцветкой. Заполняем полости. Пригодятся навыки из детского возраста, когда мы разрисовывали раскраски, только резервирующий контур не даст растекаться краске.

Несколько приемов художественной росписи на ткани, применимых также в данной работе:

  1. Краски можно разбавлять водой и смешивать для определенных оттенков и насыщенности цвета;
  2. Внутри «островков» допускается применение нескольких цветов для плавного перелива цвета;
  3. Солевым раствором капаем на фон шарфа, чтобы получились красивые водные капли.

Закрепление результата. Анилиновые красители в конце работы нужно запарить. Но до этого подождать сутки, затем снять работы с рамки, завернуть в газетную бумагу или кальку, подвесить в какую-нибуть большую емкость, ведро или кастрюлю. Привяжите сверток на палку длиннее диаметра емкости, налейте небольшое количество воды, накройте это все плотным полотенцем. Закрывать тканью тоже имеет свое значение, чтобы конденсат в крышки не закапал изделие, так как на раскрашенный шелк не должна попадать влага.

Выпаривать работу нужно примерно от 40 минут до полутора часа. Затем нужно будет прогладить ткань утюгом и постирать с мылом при температуре воды до 40 градусов.

Батик — это художественное искусство, но применение его очень широко, начиная от индивидуального создания вещи своими руками. Современные дизайнеры одежды используют собственноручную разрисовку тканей в погоне за эксклюзивом своих коллекций. Фото для вдохновения:

Видео по теме статьи

Батик: техника росписи на ткани

Батик — искусство росписи на ткани , которое набирает всю большую и большую популярность среди художников и рукодельниц. Изучаем необычную технику рисования на текстиле вместе.

История

Слово «batik» означает «восковая живопись». Своими корнями техника, какой мы ее знаем, уходит в индонезийскую культуру. Именно на острове Ява она переживала свой расцвет. На создание одного полотна могли уходить месяцы. Роспись была трудоемким и затратным делом, поэтому вещи, расписанные в технике батик, были предметом аристократии. В Индонезии до сих пор высоко ценятся расписные ткани, но теперь ремесло острова Ява стало всеобщим достоянием и вещи, изготовленные в технике батика, популярны по всему миру.

Что такое батик

Батик одновременно можно назвать и ремеслом, и искусством. Это особая техника рисования на ткани при помощи резервирующих составов. Однотонная ткань натягивается на деревянную раму и расписывается по заранее подготовленному рисунку. Это довольно тонкая и кропотливая работа, хотя не обязательно быть художником, чтобы освоить это мастерство.

Разновидности батика

Горячий

Техника горячего батика используется обычно для грубых тканей. Резервирующий состав в данном случае состоит из воска или парафина и наносится на ткань в горячем виде, после того как рисунок готов, резервирующий состав снимается. Горячий батик подразумевает многослойную покраску ткани, поэтому изображения получаются более размытые и в них нет четко прорисованных границ.

Холодный

Холодный батик — самый частый способ росписи шелка. В отличие от горячего, резервирующий состав не нагревается перед нанесением. Прежде чем начинать роспись, границы рисунка обводятся резервирующим составом, который можно купить в художественном магазине. Эта техника считается наиболее подходящей для новичков и напоминает чем-то детскую раскраску. Для росписи ткани в холодной технике требуется намного меньше материалов и дополнительных приспособлений.

Батик в интерьере

Расписная ткань часто используется в домашнем интерьере. Необычные и интересные узоры, забавные рисунки или полноценные картины придадут свежести любой квартире. В технике батик так же часто расписывают покрывала или постельное белье.

Батик в гардеробе

Этой техникой можно воспользоваться не только в целях декорирования своей квартиры. Кроме панно или покрывал можно расписывать палантины и другие предметы гардероба. Шелковые блузы с необычным орнаментом или даже детские футболки с несложными рисунками пользуются большой популярностью.

Учимся технике холодного батика

Поскольку эта техника лучше всего подходит для начала освоения росписи, мы остановимся именно на холодном батике.

Что понадобится

Почти все материалы для батика можно легко приобрести в художественном магазине.

  • Ткань. Традиционно для холодного батика используются натуральные ткани, потому что специальные красители плохо закрепляются на искусственных материалах. Лучше всего подойдет шелк.
  • Рама. Идеальным вариантом будет раздвижная, поскольку такую раму удобнее подогнать под размеры полотна.
  • Кисти. Кисти для батика лучше подбирать в художественном магазине. Там вам могут подсказать, какой инструмент подойдет лучше.

  • Краски. Краски для батика тоже можно найти в художественном магазине. Для начала можно обойтись самыми простыми наборами
  • Резерв. Резерв можно как приготовить самостоятельно, так и купить готовый
  • Трубочки для нанесения резерва. Трубочки можно купить в специализированном магазине. Но часто резерв продается в емкости с удлиненным носиком, многие мастера сразу наносят его на ткань
  • Бумажный рисунок. Прежде чем начать, определитесь, какое изображение вы будете наносить на ткань, сделайте бумажный эскиз в размер вашего полотна
  • Канцелярские кнопки, чтобы закрепить ткань на раме

Что необходимо знать

Прежде чем приступать к изучению техники на практике, сначала нужно усвоить несколько важных нюансов росписи на ткани.

  • Ткань должна быть плотно закреплена на раме. Если полотно будет двигаться или пойдет волнами, контур получится неудачным и краска может растечься
  • Перед началом заполнения контура стоит попробовать материал на кусочке ткани
  • До того, как вы взялись за краски, необходимо проверить контур на целостность и убедиться, что он замкнут. Для этого аккуратно промокните область губкой, смоченной водой с каплей шампуня. Если вода не вытекает, то контур нанесен хорошо
  • Линии контура не должны быть слишком толстыми

Как изготовить батик

Подготовка ткани

Перед работой нужно тщательно прополоскать ткань в теплой воде и избавиться от веществ химической обработки.

Подготовьте раму

Пока ткань сохнет, подготовьте к работе раму. Заклейте раму малярным скотчем перед тем, как натягивать полотно.

Начало работы

После того как ткань полностью высохла, натяните полотно на раму и закрепите его канцелярскими кнопками. Чтобы плотно натянуть ткань, сначала закрепите ее четырьмя кнопками, по одной на каждую сторону. Далее можно закрепять ткань по всей раме.

Нарисуйте эскиз на ткани

Под ткань подложите заранее заготовленный рисунок и перенесите его простым мягким карандашом на ткань как по трафарету.

Нанесите резерв

Аккуратно нанесите резерв по контуру вашего эскиза. Для этого наберите резерв в специальную стеклянную трубочку и плавно ведите ею по контуру рисунка. Важно следить за тем, чтобы линия не прерывалась. Рисовать специальным приспособлением или купить резерв с аппликатором, зависит только от вас.

Нанесите краску

После того, как резерв подсох, можно приступать к нанесению краски. Чтобы краска легче ложилась, можно смочить участок водой.

Завершение работы

Теперь, когда краска высохла, нужно снять изделие с рамы и аккуратно прогладить его с обратной стороны утюгом на подходящей для ткани температуре. После этого оставляем изделие примерно на сутки и вручную стираем его в мыльном растворе. Осталось только обработать края полотна и работа закончена.

Обработка срезов шелкового платка

Для большего понимания техники мы подобрали для вас несколько мастер-классов.

Мастер-класс. Холодный батик:

Холодный батик. Роспись полотна:

Освоив холодный батик, можно не ограничиваться только рисунком на полотнах. Вы сможете расписывать себе платья или блузы.

Батик. С чего начать?

Если вам давно хочется реализовать свой творческий потенциал, но вы не знаете, за что взяться, попробуйте увлекательное занятие под названием батик. Батик представляет собой роспись по ткани, обычно в качестве ткани используют шелк. Этот вид творчества дает возможность в полной мере проявиться фантазии и воображению.
Батик стал набирать популярность сравнительно недавно, благодаря растущему интересу к батику, появились и производители резервов и красок на любой вкус. Давайте посмотрим, что нам необходимо для начала процесса творчества.

Нам понадобится

1. Нам понадобится ткань , на которую мы будем наносить краску. Из тканей лучше всего отдать предпочтение шелку, если нет возможности купить настоящий, то на первых порах подойдет и искусственный материал.

2. Краски , которыми мы будем расписывать нашу ткань. Для начала освоения искусства батика можно использовать краски отечественных производителей, например, фирмы «Гамма» или немецкого производителя «Марабу». Затем можно перейти на более дорогостоящие и качественные краски из разряда немецкой марки «Javana». Также вам необходимо знать, что краски делятся на акриловые – плотные краски, создающие твердую корочку на ткани – и водорастворимые. Если вы планируете расписывать шелковые струящиеся вещи, то делайте выбор в пользу водорастворимых красок.

Смотрите также:

Помимо выбора красок, нужно знать, как краски фиксируются на ткани. Одни краски запариваются утюгом, кстати, это наиболее удобный способ, другие – горячим паром.

Батик. С чего начать?

3. Нам нужно выбрать резервирующий состав . Он выбирается в зависимости от техники, в которой вы работаете. Есть горячая техника и холодная. В первой используется горячий воск, во второй прибегают к помощи специальных резервирующих составов. В последнее время на прилавках магазинов стал появляться холодный воск, как альтернатива горячему.

4. Для работы нам понадобятся кисти и пипетки . Что касается выбора кистей, то начинать работать лучше сразу с качественных гаммовских кисточек. Пипеток покупайте несколько, они нужны для работы с красками, помогают смешивать краски в маленьких пропорциях.

5. Покупаем раздвижную рамку . Предназначение рамки такое же, как у пялец вышивании крестиком, они нужны, чтобы натянуть и зафиксировать ткань для удобства и качества работы.

Батик. С чего начать?

6. Последним атрибутом для работы с батиком, который мы еще не упомянули, является палитра. Не обязательно покупать профессиональную палитру, можно использовать детскую, либо же приспособить под нее подручные средства (блюдца, крышечки, пузырьки).

Мы рассмотрели все необходимые инструменты и материалы для освоения росписи батиком. Попробуйте сами этот удивительный вид творчества, и вы точно не сможете остаться равнодушным к нему.

Смотрите также:

Видео

Первые шаги в батике. Роспись по ткани для начинающих. Вводный курс

Техника холодного батика

Техника холодного батика

Холодный батик – одна из самых популярных техник росписи ткани. Отличительной ее особенностью является использование резерва, которым обводят все элементы композиции. Это ограничивает «растекаемость» краски.

При этом способе росписи ткани используется не расплавленный воск, а специальный состав – так называемый «резерв». Он не требует нагревания, отсюда и название техники.

Роспись ткани

Само слово «батик» в переводе означает «воск». То есть значально под ним подразумевали исключительно горячий вид росписи. Но на сегодняшний день большинство художников называет роспись с помощью резерва «батиком», поэтому такое наименование прижилось в творческой среде.

Появление холодного батика

Его история начинается с появления в Европе горячего батика. Голландские купцы привозили из колонизированной Явы ткани, расписанные с использованием этой техники. И вскоре книга об этом искусстве вызвала большой интерес среди европейцев. Но горячий батик, несомненно, процесс очень трудоемкий, поэтому художники начали искать альтернативные способы облегчения и ускорения процесса росписи.

В начале 20 века эта альтернатива была найдена. Вместо воска можно было использовать резерв. Художники, объединившись в артели, смогли использовать холодный батик на производстве по росписи шелка. В России эта техника стала популярной с 1936 года.

Процесс росписи ткани

Состоит из двух крупных этапов – подготовки и непосредственно работы над росписью.

Подготовительные этапы

На первом этапе внимательно прорабатывается эскиз. Опытные мастера обычно пропускают этот шаг, так как уже умеют работать и без него.

В качестве принта и узоров часто используют цветы. Такой орнамент легко вписать в любую композиционную схему. Кроме того, особенности техники позволяют делать цветы на ткани детальными и выразительными.

Эскиз советуют выполнять в натуральную величину. По сути это позволяет хорошо набить руку перед росписью на шелке. Так можно обнаружить и исправить ошибки, выстроить процесс работы и максимально точно перенести замысел на полотно.

Для выполнения техники холодного батика подойдут не все картинки. Важно, чтобы каждый элемент изображения на эскизе имел замкнутые контуры. Это нужно, чтобы цвета не смешивались между собой (только если подобное не замысел художника). Также на эскизе должны соблюдаться законы композиции. Цветовое решение также стоит продумать на первом этапе.

Когда новичок только набирает опыт, лучше ограничить количество мелких деталей. Это риск размазать резерв, сделать рисунок «грязны». Мелкие детали к тому же сложнее обвести резервом, они часто сливаются в одно пятно.

После подготовки эскиза его можно обвести маркером. Так линии будут лучше видны сквозь ткань.

  • Подготовка инструментов и рабочего места.

Подготовленную ткань нужно туго натянуть на подрамник, чтобы при смачивании она не провисала, а краска не перетекала на соседние участки. Некоторые художники натягивают влажную ткань, в этом состоянии она более эластичная.

Для батика используют специальные рамы.

Перед началом работы подготавливают и колер. В красках для батика нет белого цвета, для создания светлых оттенков их разбавляют водой. Полученные цвета проверяют на образце той же плотности, что и основная ткань. Так можно убедиться, соответствует ли интенсивность цвета задуманной.

Специальные инструменты для холодной росписи – непосредственно связанные с резервом. Это может быть стеклянная трубочка и груша, с помощью которой резерв набирают, либо готовая туба с резервом. Как еще один вариант – специальная пластиковая емкость с длинным носиком, которую легко подобрать по фото.

На носик надевают насадку, чтобы добиться тонкости линий.

Остальные необходимые инструменты те же, что и для свободной росписи.

Работа над росписью

  • Перенос эскиза на ткань.

Эскиз закрепляют на ткани с изнаночной стороны. Прилегать он должен плотно, чтобы все линии могли быть видны. Для этой цели зачастую используют световой стол.

Если резерв темный, то на ткань все линии переносят карандашом. Если прозрачный – исчезающим маркером.

  • Нанесение резервирующего состава.

Наносится состав по всем линиям, предусмотренным эскизом.

Качество нанесения проверяют чистой водой – смачивают участок предполагаемой росписи. Если вода не покинула границ, резерв нанесен хорошо. Если вода вытекла, то ткань высушивают и линию дублируют.

Если полотно прикреплено на подрамник, краска может перетекать от одного участка к другому. Для предотвращения этого достаточно провести линию резерва по периметру работы, где материал соприкасается с внутренним краем подрамника.

  • Работа в цвете.
  1. Начинать роспись лучше со светлых участков. Ошибки, сделанные светлыми оттенками, впоследствии можно перекрыть темными.
  2. Если краска преждевременно подсыхает, она образует дефект (затек). Чтобы краска наносилась равномерно, ткань до начала процесса увлажняют.
  3. Смочить материал обязательно и в том случае, если краска наносится с эффектом «омбре» градиентом из нескольких цветов.
  4. От степени увлажненности зависит резкость цветовых переходов. Так Чтобы прописать четкую линию, кисточка с краской и поверхность шелка должны быть практически сухими.
  • Скрытый резерв.

Контур вокруг каждого элемента придает дополнительную «декоративность» холодному батику. Если запланирована более сложная и реалистичная работа, то используется прием «скрытого резерва».

  1. Прозрачный резерв наносится на высохшую расписанную ткань.
  2. После этого внутрь нового контура заливается следующий цвет, темнее фонового.
  3. Затем прозрачным резервом рисуется силуэт цветов. Важно нанести резерв без разрывов, потому как выявить дефект, не смачивая ткань, будет сложно. После высыхания резерва делается заливка рисунка насыщенным цветом. В итоге получаются цветы без белого контура. Если бы резерв наносился на неокрашенную ткань, получился бы противоположный эффект.

Скрытый резерв – это работа в несколько перекрытий, ее технику можно сравнить с горячим батиком. В результате создается впечатление работы без резерва.

Фиксирование красителя

Закрепление красителя – важный завершающий этап, обеспечивающий устойчивость рисунка к воздействию воды. Если работа выполнена акриловыми красками, то закреплять их нужно утюгом на режиме «хлопок», проглаживая в течение 2-3 минут с изнаночной стороны. Некоторые производители предусматривают фиксацию красителя в духовом шкафу, микроволновой печи или же при помощи специальной жидкости-фиксатора.

Если работа выполнена закрепляемыми паром красками, ее подвергают воздействию пара при постоянном давлении 0,5 атм. Для этого нужны профессиональные электрические запариватели либо для газовых плит или автоклав. Возможно и закрепление красителя в домашних условиях без специального оборудования. Но тогда хорошего результата достигают только опытные мастера.

Специфика техники холодного батика

Технология холодного батика позволяет расписывать разные участки ткани в произвольном порядке. Благодаря тому, что резерв разделяет роспись на фрагменты, количество используемых цветов и варианты их сочетаний не ограничены.

Подобный вид росписи используется для одежды, оформления интерьера, создания аксессуаров. Ткани, расписанные в этой технике, на ощупь мягче тех, что расписаны в технике горячего батика.

Холодный батик имеет не такую богатую историю появления и развития, как горячий, но очень удобен и пользуется большой популярностью как у начинающих, так и профессиональных художников.

Инструменты и материалы для “холодного” батика

В этой статье я расскажу подробно про материалы и инструменты, которые используются при создании “холодного” и “горячего” батика, а также росписи в свободной технике.

Начнем с ткани. При создании батика предпочтение лучше отдать тканям из натуральных волокон. Совет многих художников — начинать первые пробные работы на ситце, ещё новичкам подходят батист, бязь, крепдешин. С приобретением опыта открываем новые материалы: креп-жоржет, туаль, креп-шифон. Лично я работаю на ситце, креп-сатине, натуральном шелке.

Работы на креп-сатине сияют. Краски на нем играют всеми оттенками перламутра. На ситце получаются яркие, чистые, звонкие работы. У каждого цвета свой ясный голос, но при этом не возникает диссонанса в звучании.

Очень не понравилось работать на искусственном шелке. Почему-то краска “уходила”, теряла цвет и получалась какая-то невнятная серость. Удивило поведение резерва — он растекался. Может, это мне так не повезло, а у Вас все будет иначе с искусственным шелком.

Ткань перед работой обязательно стираем, прополаскиваем и гладим. Стираем, чтобы смыть вещества, придающие ткани товарный вид. Гладим, чтобы на ней было удобно и приятно работать.

В любом случае выбор за Вами, здесь огромное поле для экспериментов. Пробуя работать с разными тканями, Вы обязательно найдете ту, которая будет идеально подходить для реализации именно Ваших замыслов.

Следующим пунктом у нас будут подрамники. Подрамник — это рама, на которую натягивается ткань для дальнейшей работы. Если роспись маленькая, вместо подрамника можно использовать пяльцы, но ткань надо натянуть как барабан.

Работы средних и больших размеров выполняются на деревянных подрамниках, желательно из мягких пород дерева, чтобы легко входили кнопки. Деревянные подрамники бывают заданных размеров или профессиональные — раздвижные.

Раздвижной подрамник очень удобен — не занимает много места и универсален. Он представляет собой четыре рейки, которые скрепляются между собой и подгоняются под размер определенной работы. Потом его можно разобрать и использовать для следующей.
Перед натяжкой я советую Вам оклеить подрамник малярным скотчем. Это убережет его от протекающей краски, которая при дальнейшем использовании подрамника может испачкать новую работу.

Следующий пункт — крепления для ткани. Я натягиваю её с помощью силовых кнопок. Тонкую, нежную ткань рекомендую закреплять булавками или специальными трехзубчатыми кнопками.

Ткань на подрамнике должна быть натянута ровно и туго. Чтобы добиться такого эффекта, начинаем прикреплять ткань кнопками по углам, потом закрепляем противоположные друг другу середины сторон и далее продолжаем процесс натягивания, пока не добьемся упругой вибрации ткани при соприкосновении с пальцами.

Кусок ткани должен быть сантиметра на четыре больше размеров подрамника по длине и ширине.

Часто возникает вопрос, как и чем переносить рисунок на ткань. Я подкладываю под неё эскиз и обвожу его фломастером, который также используют при работе с вышивками. Линии рисунка при соприкосновении с водой исчезают.

Раньше пробовала простым карандашом — не отстирывается. Гелевая ручка остается на ткани, ее можно использовать, если цвет совпадает с цветом контура.

Однажды я, желая смыть ее, постирала работу в стиральной машинке… так вот, краски поблекли, а линии, выполненные гелевой ручкой, остались. Попытка работы с капиллярными ручками привела к появлению некрасивых пятен на ткани. В итоге я сделала выбор в пользу “волшебных” фломастеров, прекратив эксперименты с остальными канцелярскими товарами.

Очень важно ответственно отнестись к выбору стеклянной трубки для нанесения резерва и самого резерва, если речь идет о “холодном” батике.

Стеклянная трубочка представляет собой систему из трех частей: первая — самая длинная — прямая стеклянная трубка, вторая часть шаровидная, именно там находится резерв, а третья часть — выходное отверстие — изогнутый носик, через который вытекает резерв.

Стеклянные трубочки представлены в магазинах в широком ассортименте. Они имеют разные диаметры выходных отверстий. Благодаря этому можно выбирать инструмент для тонких линий или потолще, в зависимости от Ваших предпочтений. При выборе обратите внимание, чтобы кончик носика трубочки был без видимых дефектов и обязательно под углом 135 градусов.

Трубочка требует к себе аккуратного, бережного отношения. Она очень хрупкая. Каждый раз после окончания работы её нужно промыть любым растворителем, во избежание высыхания остатков резерва внутри. При образовании в трубочке пробки из засохшего резерва, следует аккуратно прочистить её носик тонкой проволокой.

Резервирующий состав имеет резкий запах, а по консистенции напоминает жидкое тесто. Состав для контура можно приготовить самим или купить в специализированном магазине. В зависимости от Ваших целей можете выбрать бесцветный или цветной контур.

Всегда обращайте внимание на срок годности резерва и на его консистенцию. Состав должен быть однородным.

Есть резервирующие составы на водной основе, но они хуже держат контур и часто протекают. “Гаммовский” резерв идеален для новичков, однако работать нужно строго вдали от огня в хорошо проветриваемом помещении, чтобы не попасть под воздействие паров бензина и резинового клея.

После нанесения контура необходимо дать ему просохнуть в течение пары часов. Можно ускорить этот процесс феном.

Краски для батика условно можно разделить на два вида — парозакрепляемые и термофиксируемые. Парозакрепляемые требуют закрепления путем запаривания. Термические закрепляются проглаживанием горячим утюгом. Некоторые мастера фиксируют цвет, положив работу в микроволновку.

Я пользуюсь красками, требующими термообработки. После проглаживания цвета моего батика становятся яркими, насыщенными и устойчивыми. После закрепления работу спокойно можно стирать, цвет никуда не денется.

Когда только начиналось мое знакомство с батиком, я пользовалась парозакрепляемыми красками, и было много разочарований. Если не закрепить такую краску — любая капля воды испортит ее, а при неправильном или недостаточном запаривании краска смывается и цвет тускнеет. Мне не понравилось ими работать.

Многие фирмы выпускают краски и контуры для батика. Профессионалы отдают предпочтение продукции под маркой «Marabu», «AvantGarde», «Gutta». Для новичков очень хороший вариант — это наборы акриловых красок по ткани фирм “Гамма” или “Декола”. В наборах от “Гаммы” помимо красок есть стеклянная трубочка, резерв и инструкция по применению.

Роспись выполняется кисточками разного размера. Подойдут кисти из синтетики или натурального волоса, такие как белка, пони, колонок, однако после работы нужно их тщательно мыть в теплой воде с мылом, не допуская засыхания. Также можно применять губки.

Я работаю кисточками. Флейц использую при заливке больших площадей, а маленькие кисти идеальны для проработки деталей.

В этой статье я постаралась рассмотреть все, что может понадобиться при работе над первым батиком. Единственное, что я могу добавить — действуйте! Несмотря на описанные сложности, работа по ткани очень интересна и увлекательна. Результат Вам понравится, и, может быть, это станет началом долгого творческого пути. Успехов Вам!

Батик техника росписи тканей

Древнее декоративно-прикладное искусство батик вызывает очень сложные чувства — это смесь восторга умением мастеров и интереса к особой технике живописи. Техника окрашивания появилась несколько тысяч лет назад для текстильной ручной росписи ткани с помощью горячего воска.

Современный батик для начинающих использует значительно больше методов окрашивания, но все они объединены по принципу использования различных веществ (среди них — парафин) в качестве резерватора, которые предотвращает обработанные участки от проникновения краски в волокна и, таким образом, образуется шаблон.

Особенности техники

Техника батик использовалась в Китае, Перу, Японии, Шри-Ланке, в странах Африки. Древнейший батик обнаружен в Египте, который датируются 5 в. до н. э. Еще более древние образцы тканей принадлежат Японии, но их авторство приписывают китайским художникам-иммигрантам. История этого искусства прочно связана с Китаем, откуда батик распространялся по всему миру. Шелковые ткани, окрашенные с помощью этой техники, продавались от Китая до Средиземного моря — именно поэтому это направление назвали Великий шелковый путь.

Одними из первых использовали способ росписи ремесленники с острова Ява. Очень быстро эта техника здесь превратилась из ремесла в искусство и некоторые из местных художников известны во всем мире. Это дорогостоящая технология, занимающая много времени, изначально использовалась в одежде как привилегия аристократов. Секреты различных техник батика передавались из поколения в поколение и хранились в пределах одной семьи ремесленников.

Для многочисленных зарубежных покупателей ремесленники начали использовать яркие цвета и природные мотивы — птиц и цветы. Ислам значительно повлиял на искусство батика, так как мусульманам не разрешается изображать людей и животных, узоры приобрели стилизованные формы с дополнением восточными орнаментами и арабской вязью.

В 1835 году был открыт первый завод тканей с росписью батик в голландском городе Лейдене. Европейцы улучшили технологию и начали массовое производство батика. Воск наносили с помощью печатных штампов — это снизило себестоимость продукции и позволило получить очень сложные узоры.

Методы и приемы

Существует несколько видов приемов изготовления батика.

Горячий

Техника горячего батика заключается в применении растопленного воска с помощью специального инструмента под названием чантинг. Процесс напоминает рисунок карандашом — это трудоемкий многоступенчатый процесс. Горячий восковой резерв наносят только на хлопковые и льняные ткани.

Холодный

Техника холодного батика подразумевает использование специального прозрачного резерва для консервирования участков, состоящего из густой смеси резины с другими компонентами. Холодный резерв наносится стеклянной трубкой с резервуаром на шелк. В европейском художественном батике применяют анилиновые красители.

Солевой раствор

Свободная роспись включает грунтовки ткани физиологическими солевыми растворами, которые ограничивают растекаемость пигментов по ткани.

Материалы

В искусстве росписи по ткани для начинающих и профессионалов используются только натуральные тканые материалы:

Выполнение техники батик с горячим воском предусматривает изготовление определенных смесей для резерва — это композиция из парафина и пчелиного воска. Идеальная пропорция смесь для приготовления батика составляет 30 процентов пчелиного воска и 70 процентов парафина:

  • Пчелиный воск хорошо прилипает к ткани, но не трескается;
  • Парафин не липнет, но легко дает трещины.
  • Регулировка состава помогает получать особенные результаты в росписи.

В окрашивании используется краситель для ткани, который растворяется в холодной воде, чтобы предотвратить восковый резерв от плавления. В современном искусстве применяют быстродействующие красители ткани или кубовые краски. Для начинающих они сложнее в обращении, но обеспечивают быстрые результаты.

Создание батика на ткани включает использование воска и тканевых красителей.

Рисунок наносится с помощью воска специальным инструментом. В некоторых регионах используют медный штамп для печати рисунка воском на ткани — после установки конструкции ткань окунают в краситель. Воск предотвращает закрытие области от поглощения красителя, что позволяет окрасить их в другой цвет. После окрашивания воск удаляют, используя кипящую воду. Процесс окрашивания начинается снова и повторяется, пока на ткани появляется полный рисунок.

Различные типы батика имеют собственный региональный дизайн и цветовые схемы.

Яванский считается самым древним. Для окрашивания хлопковых тканей применяют цвета глины — коричневый, индиго, черный и кремовый. Прибрежный яванский батик отличается яркими красками, цветочными мотивами, изображениями птиц.

Судан

Суданский батик включает яркие сочные оттенки, но основным является индиго из-за производства краски «индиго» в этой области.

Индия

Индийские мастера исторически сохраняют ткани для платьев и одежды, украшая орнаментами к определенным событиям в жизни.

Шри-Ланка

Техника Шри-Ланки появилась сравнительно недавно, но для туристов в стране расписывают предметы одежды в батик ткани, скатерти, гобелены и росписи, и даже постельное белье и одеяла.

Особенности работы

Мелкие узоры на ткани были изначально созданы для королевской семьи и легко узнаваемы по эффекту растрескивания.

Восковая живопись — это тончайшая работа, от начинающих требует внимания и терпения. Материал растягивается на раме для равномерного проникновения горячего резерватора — пчелиного воска, смолы или парафина. Изображение затем впитывается с углем. Воск наносится на участки ткани, которые не будут краситься. Ткани дают высохнуть в течение двадцати четырех часов, затем гладят между листами бумаги, чтобы удалить воск и закрепить краситель. Сушку проводят медленно, вдали от источников тепла и солнечного света, чтобы сохранить цвета. Весь процесс повторяется каждый раз при добавлении цвета. В некоторых принтах используют до тридцати цветов.

Выбор и подготовка ткани

Хотя художественная форма батика очень сложная, используемые инструменты простые – это небольшой тонкостенный медный контейнер с короткой бамбуковой ручкой около 11 см длиной. Контейнер из меди заполняют расплавленным воском и рисуют на ткани. Разные размеры желобов с номерами для определенных размеров позволяют создавать разнообразные эффекты дизайна. Размер носика варьируется от 1 мм в диаметре для очень тонкой детальной работы до более широких носиков для заполнения больших участков. Точки и параллельные линии могут быть нарисованы инструментами, которые имеют до 9 носиками.

Количество цветов в батике демонстрирует, сколько раз он был погружен в ванну с красителем и сколько раз слои воска должны были быть нанесены и удалены. Многоцветный батик требует больше манипуляций, чем работа с 1-2 цветами. Многочисленные процессы окрашивания обычно отражаются в цене ткани. В настоящее время, химические красители в значительной степени заменить традиционные, поэтому оттенков стало намного больше.

Для особых случаев расписывали золотую материю. Батик ранее украшали золотом при помощи специальной пудры или фольги наносили узор с использованием клея из яичного белка или льняного масла и желтой глины. Существуют тысячи различных узоров, но старинные дизайны были связаны с традиционными орнаментами и религиозными верованиями.

Разметка рисунка


Контур узора блокируется на ткани углем или графитом. Часто узор делают трафаретами или шаблонами.
Другой метод трассировки рисунка на ткани — это размещение на стеклянном столе, освещенном снизу. Тень создает рисунок на ткани, который обводят карандашом. Воск повторяет контур карандаша на ткани.

Применение воска с медной крышкой состоит в том, что колпачок погружают в расплавленный воск. Когда материя пропитана воском, он действует как штамп. Крышка вдавливается в поверхность, и колпачок переносит свою форму. Вощеную материю погружают в ванну с красителем первого цвета, и она остается в ванне до нужного оттенка. Темные цвета требуют более длительных периодов или многочисленных погружений. Затем помещают в ванну с холодной водой, чтобы затвердел воск.

Иногда воск соскребали маленьким ножом перед новым погружением в ванну. Для получения мраморного эффекта на воске намеренно делали трещины перед окрашиванием. Краситель проникает в крошечные трещины и создает тонкие линии.

Природная красота и высокая художественная ценность всегда очаровывали и вдохновляли живописцев на создание собственных узоров в батике.

Этот волшебный батик: с чего начать?

Если вы ищете занятие для души, которое полностью бы раскрыло ваши творческие способности, обратите свой взор на батик. Пожалуй, ещё 10 лет назад заниматься батиком в России было если не невозможно, то очень трудно: ни тебе красок, ни резервирующих составов, ни тканей. Ещё совсем недавно люди, любящие батик, готовили сами резервы — эти вонючие составы из резинового клея и бензина, воска. Бррррр!

Благодаря тому, что в наше время батик становится всё более популярным, труд батичиста значительно облегчился наличием всевозможных красок, резервов, контуров и шёлка — как искусственного, так и натурального. Дело остаётся за малым — за финансами. Но не спешите расстраиваться, краски нынче готовят на покупателей разных рангов.

Разберёмся, что нам нужно для начала.

1. Сами краски. Их легко найти не только в специализированных магазинах декоративных штучек, но даже в обычных канцтоварах или в Интернете. Самые лучшие краски для батика — немецкой фирмы «Javana». В их каталоге, кстати, можно найти всё, что нужно. Но эти краски, конечно же, дорогие, я думаю, что их стоит покупать тогда, когда вы уже чувствуете себя в батике уверенно.

Для проб же подойдут краски наших производителей: фирмы «Гамма» и «Декола». Испробовала их на собственном опыте — вполне ничего себе. Краски бывают двух видов: акриловые и водорастворимые. Акриловые создают на ткани тонкую плёночку, часто делая ткань твёрдой, плотной. Эти краски хороши для х/б тканей, футболок или же для росписи панно. Но для платков, шарфиков и других нежных шёлковых вещей лучше выбрать водорастворимые краски. Неплохи краски также фирм «Хоббилайн», «Марабу». Все их я использовала и довольна ими.

Также краски делятся на запариваемые утюгом и запариваемые горячим паром. Легче всего с красками, запариваемыми утюгом — меньше возни. Первая моя работа улетела в трубу — запариваемые паром краски не закрепились и после стирки передо мной лежал чистейший кусок шёлка. Век живи — век учись. Запаривать батик тоже нужно научиться.

2. Резервирующий состав. Прежде чем выбирать состав, нужно определиться с техникой, в которой вы будете работать. Бывает горячий батик — когда рисунок резервируется горячим растопленным воском. Холодный батик резервируется специальными резервами фабричного производства.

Как компромисс между двумя техниками появился в продаже и холодный воск, с помощью которого вы сможете работать в технике горячего батика, но не нагревая его. По запаху и консистенции он похож на клей ПВА, уж не знаю, что там за хитрость. Начинать я советую с техники холодный батик — проще, понятнее, приятнее.

3. Ткань. Конечно, для батика лучше всего выбрать натуральный шёлк: эксельсиор, атлас, крепдешин, шифон, туаль Но для первых занятий, первых ляпов, да и вторых тоже, искусственный шёлк вполне подойдёт.

4. Рамка раздвижная. Для того, чтобы рисовать на шёлке, нужна специальная рама, на которую ткань туго натягивается, становясь для вас «листом бумаги». Рамки эти продают в магазине. Но если у вас нет возможности её купить, приведите мужа в этот магазин, пусть он посмотрит, как эта рамка сделана. Уверяю вас, мужчина с руками легко соорудит вам то же самое по минимальной цене.

5. Кисти. Лучше сразу взять хорошие фирменные кисти, например, хороши кисти гаммовские. Возьмите для начала номер 3,5, круглые и плоские.

6. Палитра. Для смешения красок подойдёт и детская пластиковая палитра, и простое блюдце, и отдельные пузырёчки. Я смешиваю краски в пенициллиновых пузырьках.

7. Пипетки. Несколько штук. Чтобы не перерасходовать драгоценную краску, лучше брать и смешивать помаленьку. Только запоминайте пропорции смешения разных цветов (в каплях, например 5:10), чтобы, если не хватит, смешать точно такой же цвет.

Ну вот, пожалуй и всё, что пригодится. А в следующей статье я расскажу, как нужно рисовать — нюансы нелёгкого, но прекрасного рукоделия.

Батик для начинающих мастер класс

Батик — это очень увлекательное занятие. Рисовать в этой технике и получать прекрасные результаты может каждый. Не обязательно быть профессиональным художником, чтобы творить. Теперь свои идеи вы можете воплощать в жизнь столь необычным способом. Сколько бы времени не отнимало у вас рисование, вы этого даже не заметите.

Инструменты и материалы для батика

Для того, чтобы творить в этой технике, вы должны правильно подбирать материалы. Прежде всего, внимание нужно заострить на выборе ткани. Для батика пригодны только натуральные материалы. Например, хлопок, шелк или лен. Структура материала должна быть однородной. Убедиться в этом вы сможете, проделав небольшой тест. Возьмите небольшой кусочек ткани и поднесите к нему спичку. Посмотрите, как будет гореть ткань. Синтетическое полотно горит очень быстро и образует жесткий остаток. Натуральные же ткани горят медленно, при этом чувствуется характерный запах, а после сгорания остается зола.

Начинающим художникам рекомендуют использовать тонкую хлопковую ткань вместо дорогостоящего шелка. Хотя для батика шелк подходит идеально. Хлопковую ткань рекомендуется постирать в теплой воде с хозяйственным мылом и хорошенько погладить.

Краску для батика необходимо покупать специальную, но для первых опытов лучше выбирать недорогую. Для изготовления батика вам также потребуется резервирующий состав. Резерв вы можете купить и прозрачный, а цвет придать можно с помощью акриловой краски. Для нанесения этого состава вам потребуется специальная стеклянная трубочка. Вам нужно приобрести такую среднего размера.

Также для натяжения ткани необходимо использовать деревянные рамы или пяльцы. Раму следует выбирать из мягких пород дерева (например, из сосны). На такой раме будет проще закрепить ткань с помощью кнопок или иголок. Для нанесения краски вы можете использовать как натуральные, так и синтетические кисти. Главное требование, чтобы кисти были мягкими. Впрочем, вместо кистей вы можете использовать ватные палочки. Также вам необходима палитра для смешивания красок. Вместо нее можно использовать баночки. Кроме того, нужна емкость с водой, чтобы промывать кисти и сухая тряпочка или салфетки, чтобы их просушивать. Еще необходим шаблон будущего рисунка. Не выбирайте слишком сложных узоров. Начинать всегда лучше с простого.

Выполнение рисунка в технике батик

Теперь, когда у вас есть все необходимое, можете приступать к работе.

  • Сначала необходимо перевести рисунок с шаблона на ткань. Для этого материал необходимо прикрепить к шаблону с помощью булавок, чтобы было удобнее переводить рисунок.
  • На ткань переводим контуры рисунка с помощью карандаша. Затем натягиваем ткань на раму или вставляем в пяльцы. Учтите, что материал должен быть натянут, как барабан. Только тогда вы получите хорошее качество своей работы. Затем на ткань необходимо нанести резервирующее вещество. Перед его нанесением лучше потренироваться на ненужном кусочке ткани.
  • Резерв наносится с помощью специальной трубочки, слегка касаясь ею ткани. Резерв необходимо наносить аккуратно и линия его нанесения должна быть обязательно замкнутой, иначе краска растечется. Линию нужно вести плавно по контуру, чтобы состав хорошо пропитал ткань.
  • После того, как вы нанесете резервирующий состав везде, где требуется, ткань следует просушить до полного высыхания. На это уйдет примерно сорок-пятьдесят минут. После высыхания вы сможете проверить аккуратность нанесения резерва. Для этого в небольшом количестве воды разведите пару капель шампуня или жидкого мыла.
  • Затем кистью нанесите эту воду по замкнутому контуру, который вы очертили составом. Если вода выйдет за пределы контура, то резерв нанесен небрежно. Места протечки воды пометьте карандашом, и после повторного высыхания ткни, нанесите туда еще резерв, но с изнаночной стороны. Снова просушите.
  • Если вы убеждены в надежном нанесении резерва, можете приступать к окрашиванию. Краску можно как разбавлять, так и наносить неразбавленной.

  • Для нанесения можно использовать кисть или ватные палочки. Наносить следует сначала светлые, а затем темные цвета. Красящий раствор по ткани растекается достаточно легко, поэтому работа не займет так много времени, как кажется на первый взгляд. Если вы закрашиваете большую поверхность одним цветом, то после нанесения краски ее рекомендуется протирать кусочком ваты. После того, как вы нанесли весь узор, оставьте его сохнуть в хорошо проветриваемом помещении.
  • После высыхания вам следует определиться, как именно вы планируете использовать батик дальше. Вы можете поместить его в раму и повесить на стену как картину. Кроме этого, вы можете использовать эту ткань на кухне или носить ее. В этом случае рисунок на ткани следует закрепить, а ткань подвергнуть обработке паром.

Обработка батика паром

Ткань с рисунком необходимо завернуть в бумагу. В качестве оберточного материала нельзя использовать газету. Ткань необходимо заворачивать так, чтобы ее окрашенные части друг друга не касались. Заворачивать можно произвольно, главное, чтобы в итоге снаружи оказалась бумага.

Проводить обработку паром можно с помощью кастрюли или ведра, на дне которого должна быть вода (толщина слоя воды должна быть около пяти сантиметров). Между двумя ручками кастрюли нужно протянуть синтетическую веревку. К ней нужно подвесить перевязанный бечевкой сверток с батиком. Крышку накрывают свернутым вдвое махровым полотенцем. Кастрюлю необходимо нагревать. Если работа у вас маленькая и свернули вы ее в три-четыре раза, то для нагревания достаточно получаса. Если же у вас большой рисунок (например, вы оформляли платок), то и запаривать его придется дольше. После обработки паром работу прогладьте.

Батик — не такое сложное искусство, как кажется. Но с его помощью вы можете воплощать свои идеи оригинально и красиво.

Специально для LadySpecial.ru – Мари Матвеюк

Читайте другие интересные рубрики

Холодный батик техника выполнения

Холодный батик — это роспись ткани специальными красками. Эта техника позволяет создать красоту из ничего. Даже ребенок может овладеть ею. Мастера создают настоящие шедевры на палантинах и других тканях. Как же обучится росписи холодный батик? Техника выполнения заинтересует не только взрослого, но и ребенка старшего дошкольного возраста.

Почему же холодный батик? Дело в том, что при использовании техники наносится резервирующий слой, который позволяет краске не растекаться, он грубо отделяет одни цвета от других. Горячий батик, при помощи расплавленного воска, создает отдельные детали и линии. Контур как таковой не нужен. Рисунок получается более нежным.

Холодный батик техника выполнения, для начинающих

Чем нужно запастись?

Материалы для техники холодного батика доступно каждому. Существуют специализированные наборы, для тех, кто хочет ознакомиться с батиком. Потребуется:

  1. Ткань. Мастера росписи советуют брать шелк, хлопок, лен. Перед применением постирать и погладить.
  2. Краски для холодного батика — акрил или гуашь.
  3. Резервирующий состав. Фактически ваш контур, позволяющий не смешивать соседние цвета. Линия должна быть не толстой, но четкой. Из всех материалов, он самый дорогой.
  4. Стеклянная трубочка. Именно ей наносится резервирующий состав. Они бывают разной толщины. Для новичков подойдет средний диаметр. Слишком тонкая оставляет слабый след и не всегда можно рассмотреть проведена линия или нет
  5. Обязательно подрамник, на которую натягивают ткань. Подойдут пяльцы для вышивания крестиком.
  6. Кисточки берут как натуральные, так и синтетические.
  7. Палитра для разведения краски.
  8. Вода и салфетки для промывки и просушки кисточек.
  9. Трафарет. Первый раз всегда сложный. Стоит подобрать подходящий шаблон.

Ход работы по созданию рисунка на ткани по технике холодный батик

Подобрав подходящий рисунок и ткань можно приступать к процессу рисования:

  1. Прежде всего, закрепляем полотно на раму – гвоздики, булавки, нитки и скрепки помогут нам. Ткань не должна провисать. Иначе резервная линия получится не ровной, и отразиться на рисунке. Можно закрепить на пальцах.
  2. Карандашом наносим рисунок. Лучше через трафарет или подложив шаблон под ткань, если просвечивается.
  3. Обводим контур бесцветной краской через трубочку. Не нажимаем сильно, касаемся ткани только концом. Наносим аккуратно и один раз, следует обратить внимание на то, что контур должен быть замкнутым. Если этого не сделать, краска перемешается и исправить оплошность не выйдет! Не торопитесь, состав должен впитаться в ткань.
  4. Закончив обводку, оставляем работу сушиться на час. Ткань обязательно должна подсохнуть иначе результат будет неприятным. Повесть его на балконе, пусть проветрится от запаха краски. После этого, проверьте целостность контура, если есть ошибки, подкорректируйте и снова отправьте сушиться. Для более точных результатов разведите мыло с водой и этим раствором, кисточкой, пройдитесь по границам. В случае «халтуры» — вода просочится.
  5. На этом работа с резервом завершается. Трубочку необходимо промыть бензином или уайт-спиритом и оставить сушится.
  6. Далее мы начинаем наносить краску. Можно брать как концентрированную смесь, так и разбавленную. Второе значительно лучше. Оно даст более нежный результат для пастельных работ.
  7. Краска наносится в определенном порядке: сначала светлый оттенок, затем темный. Для разбавленной краски это правило особенно важно. Раствор можно нанести ватой или кисточкой.
  8. После закрашивания крупной детали или фона, пройдитесь ватным диском и соберите лишнюю влагу.
  9. Оставляем батик сушиться на сутки. Только после полного высыхания его можно снять.

Что делать с работой дальше решать самостоятельно: повесить в рамочку или носить. Во втором случае необходимо закрепить краску и обработать ткань паром.

Какие бесплатные ресурсы посоветуете для начинающего веб-разработчика?

Расскажите из личного опыта, какие БЕСПЛАТНЫЕ ресурсы будут полезны начинающему веб-разработчику.

книги которые устаревают буквально за год

Для начала вам нужно нормально плавать в терминах веб-разработчика и эволюционной градации. Когда вы поняли иерархию веб разработчика — можно гуглить и искать на торенте всю инфу — по факту какая из них будет более полезная, зависит от вашего уровня понимания предметной области и умении схватывать информацию.

Иерархия такая — Верстальщик (Что надо уметь в итоге — верстать любые шаблоны, адаптивно, кроссбраузерно, желательно не гуглить каждое решение в конце обучение. Сверстать хотя бы один лендинг, один корпоративный сайт, и один магазин. Шаблоны и PSD макеты искать не нужно, загуглите в своем городе любую команию, сделайте человеку приятное — подарите ему сайт(обычно новички берут «рыбный шаблон», и потом стесняются добавить его в портфолио.
Желательно знать в конце верстки первых трех шаблонов: html, css, Курсы Html Academy 1,2 уровня по CSS и HTML
jquery
(на уровне найти плагин, подкрутить его, уметь писать свои карусели, табы, работа с DOM Jquery), желательно: sassless Sass, изучить и внедрить в свою работу gulp. Gulp

Нормального вдумчивого обучения тут на 3-4 месяца, с учетом того, что вы сверстаете и выставите на деплой 3 пет проекта.

Далее: на выбор(или всё вместе если хватит времени и нервов)
Веб разработчик пишущий сайты на CMS.
Frontend, Backend.

Ссылка на основную публикацию