Батнтик техника выполнения

Техника холодного батика

Техника холодного батика

Холодный батик – одна из самых популярных техник росписи ткани. Отличительной ее особенностью является использование резерва, которым обводят все элементы композиции. Это ограничивает «растекаемость» краски.

При этом способе росписи ткани используется не расплавленный воск, а специальный состав – так называемый «резерв». Он не требует нагревания, отсюда и название техники.

Роспись ткани

Само слово «батик» в переводе означает «воск». То есть значально под ним подразумевали исключительно горячий вид росписи. Но на сегодняшний день большинство художников называет роспись с помощью резерва «батиком», поэтому такое наименование прижилось в творческой среде.

Появление холодного батика

Его история начинается с появления в Европе горячего батика. Голландские купцы привозили из колонизированной Явы ткани, расписанные с использованием этой техники. И вскоре книга об этом искусстве вызвала большой интерес среди европейцев. Но горячий батик, несомненно, процесс очень трудоемкий, поэтому художники начали искать альтернативные способы облегчения и ускорения процесса росписи.

В начале 20 века эта альтернатива была найдена. Вместо воска можно было использовать резерв. Художники, объединившись в артели, смогли использовать холодный батик на производстве по росписи шелка. В России эта техника стала популярной с 1936 года.

Процесс росписи ткани

Состоит из двух крупных этапов – подготовки и непосредственно работы над росписью.

Подготовительные этапы

На первом этапе внимательно прорабатывается эскиз. Опытные мастера обычно пропускают этот шаг, так как уже умеют работать и без него.

В качестве принта и узоров часто используют цветы. Такой орнамент легко вписать в любую композиционную схему. Кроме того, особенности техники позволяют делать цветы на ткани детальными и выразительными.

Эскиз советуют выполнять в натуральную величину. По сути это позволяет хорошо набить руку перед росписью на шелке. Так можно обнаружить и исправить ошибки, выстроить процесс работы и максимально точно перенести замысел на полотно.

Для выполнения техники холодного батика подойдут не все картинки. Важно, чтобы каждый элемент изображения на эскизе имел замкнутые контуры. Это нужно, чтобы цвета не смешивались между собой (только если подобное не замысел художника). Также на эскизе должны соблюдаться законы композиции. Цветовое решение также стоит продумать на первом этапе.

Когда новичок только набирает опыт, лучше ограничить количество мелких деталей. Это риск размазать резерв, сделать рисунок «грязны». Мелкие детали к тому же сложнее обвести резервом, они часто сливаются в одно пятно.

После подготовки эскиза его можно обвести маркером. Так линии будут лучше видны сквозь ткань.

  • Подготовка инструментов и рабочего места.

Подготовленную ткань нужно туго натянуть на подрамник, чтобы при смачивании она не провисала, а краска не перетекала на соседние участки. Некоторые художники натягивают влажную ткань, в этом состоянии она более эластичная.

Для батика используют специальные рамы.

Перед началом работы подготавливают и колер. В красках для батика нет белого цвета, для создания светлых оттенков их разбавляют водой. Полученные цвета проверяют на образце той же плотности, что и основная ткань. Так можно убедиться, соответствует ли интенсивность цвета задуманной.

Специальные инструменты для холодной росписи – непосредственно связанные с резервом. Это может быть стеклянная трубочка и груша, с помощью которой резерв набирают, либо готовая туба с резервом. Как еще один вариант – специальная пластиковая емкость с длинным носиком, которую легко подобрать по фото.

На носик надевают насадку, чтобы добиться тонкости линий.

Остальные необходимые инструменты те же, что и для свободной росписи.

Работа над росписью

  • Перенос эскиза на ткань.

Эскиз закрепляют на ткани с изнаночной стороны. Прилегать он должен плотно, чтобы все линии могли быть видны. Для этой цели зачастую используют световой стол.

Если резерв темный, то на ткань все линии переносят карандашом. Если прозрачный – исчезающим маркером.

  • Нанесение резервирующего состава.

Наносится состав по всем линиям, предусмотренным эскизом.

Качество нанесения проверяют чистой водой – смачивают участок предполагаемой росписи. Если вода не покинула границ, резерв нанесен хорошо. Если вода вытекла, то ткань высушивают и линию дублируют.

Если полотно прикреплено на подрамник, краска может перетекать от одного участка к другому. Для предотвращения этого достаточно провести линию резерва по периметру работы, где материал соприкасается с внутренним краем подрамника.

  • Работа в цвете.
  1. Начинать роспись лучше со светлых участков. Ошибки, сделанные светлыми оттенками, впоследствии можно перекрыть темными.
  2. Если краска преждевременно подсыхает, она образует дефект (затек). Чтобы краска наносилась равномерно, ткань до начала процесса увлажняют.
  3. Смочить материал обязательно и в том случае, если краска наносится с эффектом «омбре» градиентом из нескольких цветов.
  4. От степени увлажненности зависит резкость цветовых переходов. Так Чтобы прописать четкую линию, кисточка с краской и поверхность шелка должны быть практически сухими.
  • Скрытый резерв.

Контур вокруг каждого элемента придает дополнительную «декоративность» холодному батику. Если запланирована более сложная и реалистичная работа, то используется прием «скрытого резерва».

  1. Прозрачный резерв наносится на высохшую расписанную ткань.
  2. После этого внутрь нового контура заливается следующий цвет, темнее фонового.
  3. Затем прозрачным резервом рисуется силуэт цветов. Важно нанести резерв без разрывов, потому как выявить дефект, не смачивая ткань, будет сложно. После высыхания резерва делается заливка рисунка насыщенным цветом. В итоге получаются цветы без белого контура. Если бы резерв наносился на неокрашенную ткань, получился бы противоположный эффект.

Скрытый резерв – это работа в несколько перекрытий, ее технику можно сравнить с горячим батиком. В результате создается впечатление работы без резерва.

Фиксирование красителя

Закрепление красителя – важный завершающий этап, обеспечивающий устойчивость рисунка к воздействию воды. Если работа выполнена акриловыми красками, то закреплять их нужно утюгом на режиме «хлопок», проглаживая в течение 2-3 минут с изнаночной стороны. Некоторые производители предусматривают фиксацию красителя в духовом шкафу, микроволновой печи или же при помощи специальной жидкости-фиксатора.

Если работа выполнена закрепляемыми паром красками, ее подвергают воздействию пара при постоянном давлении 0,5 атм. Для этого нужны профессиональные электрические запариватели либо для газовых плит или автоклав. Возможно и закрепление красителя в домашних условиях без специального оборудования. Но тогда хорошего результата достигают только опытные мастера.

Специфика техники холодного батика

Технология холодного батика позволяет расписывать разные участки ткани в произвольном порядке. Благодаря тому, что резерв разделяет роспись на фрагменты, количество используемых цветов и варианты их сочетаний не ограничены.

Подобный вид росписи используется для одежды, оформления интерьера, создания аксессуаров. Ткани, расписанные в этой технике, на ощупь мягче тех, что расписаны в технике горячего батика.

Холодный батик имеет не такую богатую историю появления и развития, как горячий, но очень удобен и пользуется большой популярностью как у начинающих, так и профессиональных художников.

Батик: техника росписи на ткани

Батик — искусство росписи на ткани , которое набирает всю большую и большую популярность среди художников и рукодельниц. Изучаем необычную технику рисования на текстиле вместе.

История

Слово «batik» означает «восковая живопись». Своими корнями техника, какой мы ее знаем, уходит в индонезийскую культуру. Именно на острове Ява она переживала свой расцвет. На создание одного полотна могли уходить месяцы. Роспись была трудоемким и затратным делом, поэтому вещи, расписанные в технике батик, были предметом аристократии. В Индонезии до сих пор высоко ценятся расписные ткани, но теперь ремесло острова Ява стало всеобщим достоянием и вещи, изготовленные в технике батика, популярны по всему миру.

Что такое батик

Батик одновременно можно назвать и ремеслом, и искусством. Это особая техника рисования на ткани при помощи резервирующих составов. Однотонная ткань натягивается на деревянную раму и расписывается по заранее подготовленному рисунку. Это довольно тонкая и кропотливая работа, хотя не обязательно быть художником, чтобы освоить это мастерство.

Разновидности батика

Горячий

Техника горячего батика используется обычно для грубых тканей. Резервирующий состав в данном случае состоит из воска или парафина и наносится на ткань в горячем виде, после того как рисунок готов, резервирующий состав снимается. Горячий батик подразумевает многослойную покраску ткани, поэтому изображения получаются более размытые и в них нет четко прорисованных границ.

Холодный

Холодный батик — самый частый способ росписи шелка. В отличие от горячего, резервирующий состав не нагревается перед нанесением. Прежде чем начинать роспись, границы рисунка обводятся резервирующим составом, который можно купить в художественном магазине. Эта техника считается наиболее подходящей для новичков и напоминает чем-то детскую раскраску. Для росписи ткани в холодной технике требуется намного меньше материалов и дополнительных приспособлений.

Батик в интерьере

Расписная ткань часто используется в домашнем интерьере. Необычные и интересные узоры, забавные рисунки или полноценные картины придадут свежести любой квартире. В технике батик так же часто расписывают покрывала или постельное белье.

Батик в гардеробе

Этой техникой можно воспользоваться не только в целях декорирования своей квартиры. Кроме панно или покрывал можно расписывать палантины и другие предметы гардероба. Шелковые блузы с необычным орнаментом или даже детские футболки с несложными рисунками пользуются большой популярностью.

Учимся технике холодного батика

Поскольку эта техника лучше всего подходит для начала освоения росписи, мы остановимся именно на холодном батике.

Что понадобится

Почти все материалы для батика можно легко приобрести в художественном магазине.

  • Ткань. Традиционно для холодного батика используются натуральные ткани, потому что специальные красители плохо закрепляются на искусственных материалах. Лучше всего подойдет шелк.
  • Рама. Идеальным вариантом будет раздвижная, поскольку такую раму удобнее подогнать под размеры полотна.
  • Кисти. Кисти для батика лучше подбирать в художественном магазине. Там вам могут подсказать, какой инструмент подойдет лучше.

  • Краски. Краски для батика тоже можно найти в художественном магазине. Для начала можно обойтись самыми простыми наборами
  • Резерв. Резерв можно как приготовить самостоятельно, так и купить готовый
  • Трубочки для нанесения резерва. Трубочки можно купить в специализированном магазине. Но часто резерв продается в емкости с удлиненным носиком, многие мастера сразу наносят его на ткань
  • Бумажный рисунок. Прежде чем начать, определитесь, какое изображение вы будете наносить на ткань, сделайте бумажный эскиз в размер вашего полотна
  • Канцелярские кнопки, чтобы закрепить ткань на раме

Что необходимо знать

Прежде чем приступать к изучению техники на практике, сначала нужно усвоить несколько важных нюансов росписи на ткани.

  • Ткань должна быть плотно закреплена на раме. Если полотно будет двигаться или пойдет волнами, контур получится неудачным и краска может растечься
  • Перед началом заполнения контура стоит попробовать материал на кусочке ткани
  • До того, как вы взялись за краски, необходимо проверить контур на целостность и убедиться, что он замкнут. Для этого аккуратно промокните область губкой, смоченной водой с каплей шампуня. Если вода не вытекает, то контур нанесен хорошо
  • Линии контура не должны быть слишком толстыми

Как изготовить батик

Подготовка ткани

Перед работой нужно тщательно прополоскать ткань в теплой воде и избавиться от веществ химической обработки.

Подготовьте раму

Пока ткань сохнет, подготовьте к работе раму. Заклейте раму малярным скотчем перед тем, как натягивать полотно.

Начало работы

После того как ткань полностью высохла, натяните полотно на раму и закрепите его канцелярскими кнопками. Чтобы плотно натянуть ткань, сначала закрепите ее четырьмя кнопками, по одной на каждую сторону. Далее можно закрепять ткань по всей раме.

Нарисуйте эскиз на ткани

Под ткань подложите заранее заготовленный рисунок и перенесите его простым мягким карандашом на ткань как по трафарету.

Нанесите резерв

Аккуратно нанесите резерв по контуру вашего эскиза. Для этого наберите резерв в специальную стеклянную трубочку и плавно ведите ею по контуру рисунка. Важно следить за тем, чтобы линия не прерывалась. Рисовать специальным приспособлением или купить резерв с аппликатором, зависит только от вас.

Нанесите краску

После того, как резерв подсох, можно приступать к нанесению краски. Чтобы краска легче ложилась, можно смочить участок водой.

Завершение работы

Теперь, когда краска высохла, нужно снять изделие с рамы и аккуратно прогладить его с обратной стороны утюгом на подходящей для ткани температуре. После этого оставляем изделие примерно на сутки и вручную стираем его в мыльном растворе. Осталось только обработать края полотна и работа закончена.

Обработка срезов шелкового платка

Для большего понимания техники мы подобрали для вас несколько мастер-классов.

Мастер-класс. Холодный батик:

Холодный батик. Роспись полотна:

Освоив холодный батик, можно не ограничиваться только рисунком на полотнах. Вы сможете расписывать себе платья или блузы.

Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео

Художественное рисование по ткани по старинным китайским традициям развивалось с производства знаменитого живописного шелка. Оно начиналось с особого механического способа окрашивания текстиля, отчего приобрело название горячий батик, техника выполнения которого применялась на основе работы с горячим воском.

Приемы создания красивейших узоров по шелку и других натуральных тканей продолжает существовать лишь благодаря востребованности этого занятия как искусства и как ремесла, выделяя мастеров батика по всему миру. Знакомство с батиком обычно завлекают своими великолепными работами, увиденными где-нибудь на выставках шарфов ручной работы, или просто живописи по шелку, но как делать такие вещи, кажется, что процесс изготовления расписанных изделий не тяготит.

Основные этапы

Технология окрашивания ткани с помощью воска немного упростилась в наше время, даже начинающие художники могут с минимальными затратами труда освоить это занятие. Очертания рисунков наносится чантингом. Фото того, как примерно выглядит инструмент:

Это медный резервуар с тонкой трубочкой на конце. Внутрь сосуда набирают растопленный воск и проводят или капают на ткань, создавая резерв. Воск будет препятствовать окрашиванию ткани, чем и нужно пользоваться. Затем ткань либо погружают в краски и рисуют воском снова, либо раскрашивают кистями, если это живопись.

Воск не должен остывать на поверхности ткани, он должен пропитаться в ткань, поэтому в работе нельзя медлить. Линии должны быть непрерывны, если у вас в планах ограничивать цвет именно по очертанию узора.

Шелк в основном расписывается анилиновыми красителями, они имеют легкую структуру, но ярко смотрятся на тонкой ткани.

Роспись платка

Рассмотрим мастер-класс по созданию модного аксессуара с цветами своими руками. При выполнении техники безопасности и инструкции по шагам, возможно, получится не только новая красивая вещь, но и новый художник по шелку.

Для начала приготовьте такие материалы по списку:

  • шелковый отрезок;
  • краски, предназначенные для шелка;
  • кисти щетинные, синтетические и натуральные;
  • подрамник из деревянных брусков;
  • воск или свечи;
  • старые емкости эмалированные и жестяные;
  • канцелярские гвозди с широкими шляпками;
  • газетная макулатура;
  • шаблон, картинки;
  • очищенная или дистиллированная вода.

Шаг 1. Ткань нужно простирать в горячей воде, даже если она новая. Нужно смывать все нежелательные химические соединения, которые могут остаться от производства, так как химические краски могут реагировать и испортить цвет. Не высушенную ткань натягиваем на подрамник с помощью кнопок, сначала за углы, затем за середины сторон, и так далее, пока наш платок не будет натянут как барабанная поверхность.

Шаг 2. После высыхания подкладываем под низ эскиз. Тонкое полотно шелка почти прозрачное. На хлопке рисунок можно нанести фантомный маркером или мягким карандашом. Опытные мастера могут навести чантингом свободный рисунок.

Шаг 3. Растапливаем воск на водяной бане. Закидываем кусочки в жестяную баночку, помещаем в кастрюле с небольшим количеством воды, ставим на огонь, также в баночку с воском разогреваем щетинные кисти.

Шаг 4. Начинаем «рисовать» на сухой ткани. Воск наносим на предполагаемые самые светлые места и разбрызгиваем кистями. Слегка намочив ткань водой, берем краски самых светлых тонов или очень разбавленными цветами дистиллированной водой. Теперь даем высохнуть.

Шаг 4. Добавляем еще линий из воска и еще брызг, снова покрываем красками, но уже по тону темнее. Проделывайте эти манипуляции до последних штрихов.

Шаг 5. По завершению окрашивания, снимаем ткань с подрамника. Теперь нам нужно снять воск сначала механическим способом, отшелушить его вручную. Затем берем кипу газет и начинаем выпаривать утюгом между бумагой оставшийся воск, пока газеты не станут чистыми.

Художественные приемы

Горячий батик можно выполнять с помощью трафаретов, вырежьте нужные вам рисунки и щетинными кистями разбрызгайте воск через отверстия.

Используйте соль для получения водных капельных разводов. Посыпьте слегка на мокрый рисунок.

На мокрой ткани краски растекаются свободнее, на сухой можно наносить четкие линии тонкими кистями, для определения контуров. Ограничивающие детали могут удерживать краску, внутри же островков можете наносить разные цвета для плавных переходов.

Растопленный воск можно наносить кистью.

Видео по теме статьи

Техники росписи по ткани: горячий, холодный и узелковый батик

Существует множество различных технологий и видов украшения тканевых изделий. Одним из них является холодный батик. Это очень необычная и красивая техника, которая дорого ценится на рынке профессионалов. Она берет свое начало ещё в древности, а ее название означает «капля воска» на древнеиндийском языке.

История техники батик

Роспись по ткани существовала в Древнем Египте, затем она появилась и в восточных странах: Китае и Японии. А уже в XII веке распространилась в Индонезии. Сейчас это один из наиболее знаменитых центров батика, и эта древняя техника продолжает жить и развиваться там до сих пор.

В начале XX века она стала распространяться по всему миру. В том числе появилось одно из направлений росписи в Африке. Там украшали платки, праздничную и повседневную одежду, элементы декора интерьера и т. д.

Батиковые изделия имели символическое значение и часто использовались в обрядах. Например, на свадьбу молодых обвязывали платком, который символизировал объединение их душ. Да и сейчас у народов восточных стран остались некоторые традиции, связанные с этим искусством.

Виды росписи по ткани

Главная особенность техники батик — разные цвета рисунка отделяются друг от друга контуром. В зависимости его типа выделяют несколько разновидностей:

  1. Горячий батик. Он подразумевает разделение деталей рисунка с помощью горячего воска, нанесенного на ткань по контуру рисунка. Он наносится специальным инструментом — чантингом. С этого вида батика началась история этой техники в целом и появилось ее название.
  2. Холодный батик. Появился намного позже с развитием химического производства. В нем применяется специальный резервирующий состав, похожий на гель и застывающий после нанесения на ткань. Его рецепт содержит бензин и клей, поэтому варить резерв в домашних условиях небезопасно. Так что лучше приобрести готовый набор. Холодная техника требует меньшее количество усилий, чем горячий батик, так как нанести специальный состав куда проще, да и ведёт он себя послушнее. К тому же люди стали использовать специальные жидкие краски по ткани, что тоже облегчает творческий процесс. Эта техника хорошо подходит для начинающих.
  3. Узелковый. Не предполагает нанесения резерва на ткань. Рисунок создаётся путем завязывания на ткани узелков в определенных местах, а затем окунания всей материи или ее частей в краску. Благодаря узелкам создаются неповторимые разводы, которые прекрасно выполняют роль лепестков цветов, листьев и бутонов.
  4. Шиборинг. Близок к узелковому батику и представляет собой создание рисунка на ткани путем прессования определенных ее частей. Шиборить можно на шерстяных изделиях, в том числе и сваленных, а также на шёлке.
  5. Свободная роспись по ткани. В ней не используется контур, а потому цвета плавно переходят друг в друга. Эта техника не так проста, как кажется на первый взгляд. Ведь на материю краска ложится совсем по-другому, нежели на бумагу.

Самодельные батиковые изделия

Для того чтобы изготовить самостоятельно красивую поделку, лучше использовать холодную технику, так как она куда проще. Чтобы сделать все правильно, новичку нужно ознакомиться с пошаговой инструкцией по батику.

Материалы и инструменты

Для работы лучше выбрать хорошо проветриваемое помещение, ведь пары резервирующей жидкости могут быть вредны для здоровья и самочувствия. А также подобрать старую одежду для работы, так как краску по ткани будет довольно сложно отстирать.

Для работы понадобится:

  1. Материя, на которой будет выполняться рисунок. Подойдут тонкие лёгкие ткани, такие как шелк или батист. Плотные материалы нежелательны, так как резерв может не полностью пропитать ткань и оставить нежелательные разводы.
  2. Подрамник, пяльцы или рамка для закрепления ткани. Для работы с краской материя должна быть равномерно натянута и закреплена на поверхности.
  3. Краски по ткани. Они продаются в специальных магазинах для творчества. Можно приобрести целый набор для батика, в который также будет входить резервная жидкость и стеклянная трубочка для ее нанесения.
  4. Кисточки. Лучше использовать мягкие: беличьи или синтетические.

Когда все материалы и инструменты готовы, можно начинать работу.

Изготовление шаг за шагом

Первый этап — разработка эскиза. Для этого нарисуйте или распечатайте эскиз предполагаемого рисунка на листе бумаги, сохраняя все размеры. Он должен быть максимально простым и содержать как можно меньше мелких деталей. Обведите контуры жирным фломастером.

Перенесите рисунок на материю. Для этого подложите эскиз под ткань и обведите карандашом. Следующий шаг — заполнение контура резервной жидкостью. Для этого используйте стеклянную трубочку, если резерв не в специальной тубе.

После нанесения и высыхания резерва, проверьте его целостность, смочив отдельные детали водой. Если резерв хорошо сохраняет влагу, можно приступать к окрашиванию. Прокрашивайте детали тщательно, хорошо промывая кисть при смене цвета.

Теперь один из самых ответственных этапов — закрепление краски.

Материю снять с подрамника или пялец и обработать термически, чтобы краска не смывалась.

Есть несколько способов ее закрепления:

  1. Запекание в духовке. Изделие оборачивается в хлопчатобумажную ткань и ставится в холодную духовку, постепенно разогревающуюся до 150 градусов, на 15−20 минут. После чего духовку нужно выключить, а изделие вынимать не раньше чем через час.
  2. Запаривание на водяной бане. Этот вид обработки изделия более сложный, так как поделка не должна контактировать с водой или паром. Для этого не нужно несколько раз обернуть в бумагу или ткань.
  3. Если нет возможности применить ни первый, ни второй способ, то можно просто прогладить изделие утюгом с обратной стороны. Режим глажки должен соответствовать типу ткани. На каждые 10 сантиметров ткани нужно уделять 3−5 минут интенсивного проглаживания.

Несмотря на то что краска была закреплена, стирать такую самоделку можно только при температуре не выше 30 градусов, желательно руками.

После работы с резервом и красками по ткани в целях безопасности помещение нужно проверить, а руки и инструменты тщательно вымыть с мылом.

Узелковый способ

Этот вариант украшений изделий куда проще и не требует использования специального резерва. Вам понадобятся лишь красящие материалы (краски по ткани или, для первого эксперимента, раствор зеленки или любого другого красящего вещества) и ткань. Причем она может быть абсолютно любой.

При помощи этой техники можно легко украсить старую одежду, которая была испорчена небольшим пятном. Для этого разведите краску в небольшом количестве жидкости. Выберите ту часть предмета одежды (например, майки или футболки), которую вы хотите покрасить. Завяжите на ней несколько очень тугих узелков с помощью маленьких резиночек для волос и опустите в жидкость с краской.

Если она будет теплой, то ткань, скорее всего, прокрасится лучше.

После 5−25 секунд выдержки в краске (в зависимости от желаемого эффекта) достаньте одежду и высушите ее. Когда она практически полностью высохнет, развяжите узелки и хорошенько прогладьте изделие с изнаночной стороны.

Можно попробовать и свободную роспись (батик иногда причисляют к ней). Эта техника не менее интересная и увлекательная. Батик — это необычная и очень красивая техника украшения изделий, ее возможности очень широки, нужно лишь применять фантазию и воображение.

Техника “холодного батика”

Одним из популярных направлений в росписи ткани является “холодный батик”. Интересные образы рождает это сочетание слов. У меня сразу возникает ощущение чего-то кристального, прозрачного и сверкающего на солнце. Сразу появились вопросы: а почему холодный? Если есть холодный, значит, должен быть и горячий? Если я права, то в чем отличие?

Эта техника появилась в начале 20 века. Её основная особенность в том, что в качестве резервирующего применяется состав из бензина, парафина и резинового клея.

Резервирующий состав не нужно плавить как воск в случае с горячим батиком. И можно работать в обычном температурном режиме. Состав представляет собой густую, как тесто для блинчиков, смесь с резким бензиновым запахом. Резерв наносится на ткань с помощью стеклянной трубочки.

Стеклянную трубочку условно можно разделить на три части: первая — самая длинная — сама стеклянная трубка, вторая часть имеет форму шара, именно там находится резерв, а третья часть — изогнутый носик с узким отверстием, через который вытекает резерв.

При рисовании состав из резервуара вытекает на ткань через кончик с узким отверстием. В зависимости от решаемых задач применяются трубки с разным диаметром выходного отверстия.

Резервом создаем замкнутые контуры, не дающие протекать краске, таким образом на ткани появляются четкие границы для заполнения цветом.

Контур применяется не только для создания границ, но и как самостоятельный декоративный элемент. Благодаря четко очерченному контуру работа получается более графичной.

Резервирующий состав можно приготовить самим, но проще купить в специализированном магазине. Сейчас представлен огромный выбор контуров как бесцветных, так и цветных.

При покупке внимательно смотрите на однородность консистенции (не должно быть никаких примесей и осадков), а также на срок годности.

Стеклянные трубочки тоже продаются в магазинах. Для качественной работы очень важное значение имеет угол наклона носика трубочки. Он должен быть 135 градусов. При выборе обратите внимание на кончик трубочки, там не должно быть сколов и трещин.

Работа стеклянной трубочкой требует некоторой сноровки. Рука находится на весу. Чтобы избежать капель, кончик трубочки нужно вытирать от излишков резерва.

Чтобы получались линии одинаковой толщины, старайтесь двигать рукой равномерно. Закончив работу с трубочкой, поверните ее носиком вверх, резерв уйдет в резервуар, что предотвратит вытекание контура.

После того как работа закончена, трубочку нужно промыть растворителем или уайт спиритом, чтобы предотвратить высыхание резерва внутри. Если все-таки резерв высох и закупорил носик трубочки, можно попробовать прочистить его тонкой проволокой. Действовать нужно предельно аккуратно, чтобы не повредить инструмент.

Выбирая основу для батика, остановитесь на тканях из натуральных волокон. Хотя тут открывается огромное поле для экспериментов. На разных тканях краска будет вести себя по-иному.

Когда я рисую на хлопке, получаются очень яркие, насыщенные цветовые пятна, на шелке — тонкие, сложные переходы. Хлопок матовый, соответственно, и цвет на нем звучит ярко и определенно, шелк нежен и имеет свой блеск, краски на нем сияют.

Перед началом работы любую ткань нужно очистить от узелков, постирать и тщательно прополоскать.

Важное значение имеет степень натяжения ткани на подрамник. Ткань должна быть натянута равномерно со всех сторон, продольная и поперечная нити материала перпендикулярны друг другу. Идеальной считается ткань, натянутая как барабан.

Подрамники для батика могут быть любые, от обычных до специальных — раздвижных. Главное, чтобы кнопки легко входили в подрамник. Меня очень выручают силовые кнопки с цветными пластиковыми головками.

Следующий пункт — краски. Краски по ткани делятся по способу их фиксирования — это анилиновые (закрепление паром) либо акриловые (проглаживание горячим утюгом).

Я предпочитаю работать с акриловыми красками по ткани. После окончания работы проглаживаю ткань утюгом с изнаночной стороны. Температурный режим выбираю подходящий ткани.

Рассмотрим основные этапы работы в технике “холодный батик”, как это делаю я.

Первый пункт — идея, мысль (делаем эскизы). Затем рисуем чистовой вариант в масштабе 1:1. Это может быть подробный эскиз в цвете или линейное изображение.

Берем кусок ткани размером немного больше подрамника, на котором будем работать. Ткань выбираем натуральную — хлопок, шелк и т.д. Ее нужно постирать и хорошо сполоснуть.

Подкладываем чистовой вариант эскиза под ткань и аккуратно переносим рисунок. Можно или простым карандашом (. не отстирывается) или специальным фломастером, который при соприкосновении с водой исчезает.

Берем подрамник, кнопки и начинаем натягивать ткань (рисунком вверх). Сперва закрепляем кнопками по углам, затем натягиваем середины сторон, достигая максимального натяжения ткани. Обратите внимание, чтобы нити ткани были перпендикулярны друг другу, без перекосов.

Далее идет работа с резервом и трубочкой. Набираем в трубочку резервирующий состав с помощью медицинской груши. Вытираем кончик трубочки. Прикладываем трубочку с резервом к рисунку на ткани и начинаем вести линии. Стараемся, чтобы контур был замкнутым, иначе краска «убежит» в другую часть рисунка.

После того как контур нанесен, ждем 2 часа до полного его высыхания. Пробуем нанести кисточкой чистую воду внутрь замкнутых контуров. Если контур пропускает воду, нужно нанести еще один слой резервирующего состава уже с обратной стороны.

Когда резерв нанесен, высушен и проверен, можно приступать непосредственно к работе красками. Краски по ткани водорастворимые. Нам понадобятся кисточки, вода и палитра. Некоторые мастера предпочитают наносить краски губками или спонжами. Возможен и такой вариант, выбор за Вами.

Надеюсь, описанные выше этапы работы помогут Вам в работе над своим первым батиком. Не стоит пугаться сложных инструментов, особенностей техники — все приходит с опытом. Ведь Вы получите еще один великолепный способ творческого самовыражения, и кто знает, куда приведет Вас этот путь.

Процесс работы над батиком очень интересен и красив. Это захватывающее зрелище. Немного времени пройдет, и Вы начнете чувствовать ткань, поведение краски на ней. Именно тогда волшебные переходы будут рождаться не случайным образом, а благодаря осознанному применению знаний, полученных с опытом. Попробуйте, Вам понравится!

А про технику горячего батика, я расскажу Вам в следующей статье.

Рисование в технике «Батик» поэтапно для начинающих. Мастер-класс с пошаговыми фото

Автор: Максимова Надежда Юрьевна МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №239», г.Кемерово
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста.
Назначение: сувенир может служить украшением интерьера или можно преподнести в качестве подарка.
Цель: знакомство детей с искусством батика.
Задачи:
1. Познакомить детей с таким видом декоративно-прикладного творчества как «батик».
2. Учить правильно и аккуратно пользоваться красками для ткани и контуром.
3. Учить применять солевую технику.
4. Развивать умение поэтапно выполнять работу.
5. Развивать наглядно-образное мышление, воображение, фантазию.
6. Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.
7. Вызвать желание сделать поделку своими руками.
Материалы и инструменты, необходимые для работы: деревянная рамка, кнопки, отрез шелковой ткани, акриловая краска по шелку, контур для рисования по ткани, эскиз рисунка на бумаге.

Расписать ткань в технике «батик» не так уж и легко. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Но работы выполненные в этой технике очень красивы и эффектны. К тому же процесс можно упростить, если наносить контур рисунка уже на затонированную ткань, а вместо специального резерва, который выдувается из специальных трубочек, можно использовать специальные контуры. Дети 5-7 лет вполне способны сотворить свои первые шедевры. Рисунок для эскиза первых работ конечно лучше выбрать попроще.

Основные этапы создания картины в технике «холодного батика»:
— подготовка всех материалов для росписи
— подбор ткани (лучше шёлк, крепдешин, можно искусственный)
— создание эскиза на бумаге
— натяжка ткани (предварительно постиранной, чтобы не было проблем в дальнейшем с «усадкой») на рамку
— заливка фона
— перенос эскиза на ткань

Обычно для батика используют тонкие, плотные и гладкие ткани, такие как хлопок и шелк. Но можно поэкспериментировать и с синтетической тканью. Перед работой ткань необходимо выстирать.

Ткань натягиваем на раму. Я использую раму, в которую потом буду вставлять готовую работу. Но ее необходимо перевернуть,чтобы не замарать краской лицевую сторону. Оставьте припуски на ткани 2-3см.

Холодный батик техника выполнения

Холодный батик — это роспись ткани специальными красками. Эта техника позволяет создать красоту из ничего. Даже ребенок может овладеть ею. Мастера создают настоящие шедевры на палантинах и других тканях. Как же обучится росписи холодный батик? Техника выполнения заинтересует не только взрослого, но и ребенка старшего дошкольного возраста.

Почему же холодный батик? Дело в том, что при использовании техники наносится резервирующий слой, который позволяет краске не растекаться, он грубо отделяет одни цвета от других. Горячий батик, при помощи расплавленного воска, создает отдельные детали и линии. Контур как таковой не нужен. Рисунок получается более нежным.

Холодный батик техника выполнения, для начинающих

Чем нужно запастись?

Материалы для техники холодного батика доступно каждому. Существуют специализированные наборы, для тех, кто хочет ознакомиться с батиком. Потребуется:

  1. Ткань. Мастера росписи советуют брать шелк, хлопок, лен. Перед применением постирать и погладить.
  2. Краски для холодного батика — акрил или гуашь.
  3. Резервирующий состав. Фактически ваш контур, позволяющий не смешивать соседние цвета. Линия должна быть не толстой, но четкой. Из всех материалов, он самый дорогой.
  4. Стеклянная трубочка. Именно ей наносится резервирующий состав. Они бывают разной толщины. Для новичков подойдет средний диаметр. Слишком тонкая оставляет слабый след и не всегда можно рассмотреть проведена линия или нет
  5. Обязательно подрамник, на которую натягивают ткань. Подойдут пяльцы для вышивания крестиком.
  6. Кисточки берут как натуральные, так и синтетические.
  7. Палитра для разведения краски.
  8. Вода и салфетки для промывки и просушки кисточек.
  9. Трафарет. Первый раз всегда сложный. Стоит подобрать подходящий шаблон.

Ход работы по созданию рисунка на ткани по технике холодный батик

Подобрав подходящий рисунок и ткань можно приступать к процессу рисования:

  1. Прежде всего, закрепляем полотно на раму – гвоздики, булавки, нитки и скрепки помогут нам. Ткань не должна провисать. Иначе резервная линия получится не ровной, и отразиться на рисунке. Можно закрепить на пальцах.
  2. Карандашом наносим рисунок. Лучше через трафарет или подложив шаблон под ткань, если просвечивается.
  3. Обводим контур бесцветной краской через трубочку. Не нажимаем сильно, касаемся ткани только концом. Наносим аккуратно и один раз, следует обратить внимание на то, что контур должен быть замкнутым. Если этого не сделать, краска перемешается и исправить оплошность не выйдет! Не торопитесь, состав должен впитаться в ткань.
  4. Закончив обводку, оставляем работу сушиться на час. Ткань обязательно должна подсохнуть иначе результат будет неприятным. Повесть его на балконе, пусть проветрится от запаха краски. После этого, проверьте целостность контура, если есть ошибки, подкорректируйте и снова отправьте сушиться. Для более точных результатов разведите мыло с водой и этим раствором, кисточкой, пройдитесь по границам. В случае «халтуры» — вода просочится.
  5. На этом работа с резервом завершается. Трубочку необходимо промыть бензином или уайт-спиритом и оставить сушится.
  6. Далее мы начинаем наносить краску. Можно брать как концентрированную смесь, так и разбавленную. Второе значительно лучше. Оно даст более нежный результат для пастельных работ.
  7. Краска наносится в определенном порядке: сначала светлый оттенок, затем темный. Для разбавленной краски это правило особенно важно. Раствор можно нанести ватой или кисточкой.
  8. После закрашивания крупной детали или фона, пройдитесь ватным диском и соберите лишнюю влагу.
  9. Оставляем батик сушиться на сутки. Только после полного высыхания его можно снять.

Что делать с работой дальше решать самостоятельно: повесить в рамочку или носить. Во втором случае необходимо закрепить краску и обработать ткань паром.

Этапы работы над батиком (холодная техника)

Когда покупатели недовольны ценой на изделие ручной работы, они забывают о том долгом и кропотливом труде, которые создатели вкладывают.

Легко рассуждать — мол, дороговато как-то… А если взять все часы и минуты, затраченные на то, чтобы из ничего, из пустоты сделать нечто, то получается, автор даже себя обкрадывает.

По крайней мере, художники часто любят подсчитывать, сколько и какие этапы они осуществляли при создании своих шедевров. Батик не исключение. Попробуем провести небольшую калькуляцию.

Шаги в создании росписи ткани

Сразу оговорюсь, что сроки указаны примерные, средние.

Читайте также:

1.Необходимо собрать материал, продумать эскиз — около 2-3 часов.

2.Создание рисунка, эскиза, шаблона — 3-5 часов. При многослойной технике под каждый слой делается отдельный трафарет. Это, естественно, увеличивает время.

3. Подготовка к работе. Подбор и отрез материи, стирка ее для снятия специальной пропитки, сушка, глажка, если требуется — 3-5 часов.

4.Натягивание ткани на подрамник — около часа (в зависимости от сложности работы и отреза материи).

5.Перенос рисунка на ткань — зависит от сложности картинки. В среднем 2 часа.

6.Подготовка инструментов, проверка красителя на ненужном отрезе, подбор оттенков. 1 час.

7.Нанесение резервирующего состава при холодном батике. Примерно 2-3 часа.

8.Сама роспись. Это время варьируется, у каждого мастера оно свое. Возьмем усредненный срок — 4-10 часов для работы средней степени сложности.

9.Сушка изделия (происходит сама, время не затрачивается).

10.Подготовка к закреплению красителя: снятие с рамы, сворачивание в рулон в случае термообработки. Не больше часа.

11.Закрепление краски на ткани. Проглаживание утюгом — 0,5 часов. Обработка паром — 3-4 часа.

12.Стирка работы, глажение утюгом — не больше часа.

13.Обработка изделия практичного назначения (шарф, платок). Больше всего ценится ручная подгибка в виде рулика. Кропотливая и очень аккуратная работа. В среднем занимает 3-5 часов.

14.Фотографирование получившейся работы. Обработка снимков. 2-3 часа.

15. Размещение в соцсетях и магазинах — 2-3 часа.

16.Упаковка товара перед отправкой покупателю + время, затраченное на Почте — 2-3 часа.

И это я еще описываю холодную технику росписи ткани, при работе с воском сам процесс увеличивается на несколько часов, ведь резервирующий состав наносят слой за слоем, а потом убирают при помощи бумаги.

А в случае свободной росписи материю еще надо загрунтовать.

В любом случае, вы ясно видите, что процесс создания батика — трудоемкий, энергозатратный. И это еще не шла речь о мастерстве автора, об именном бренде, который создал себе художник за годы работы. Вот почему хендмэйд по умолчанию не может стоить дешево, ведь кроме долгих часов труда в него вкладывается частичка души его создателя.

Батик. Классификация и разновидности

Батик (batik) — индонезийское слово (tik — на индонезийских языках означает «точка» или «капля», а ba — хлопчатобумажная ткань). Батик — это общее название разнообразных способов и техник художественной росписи по ткани. В основе искусства техники изготовления батика лежит принцип резервирования, то есть нанесения определенного состава на ткань, с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Традиционно родиной батика называют Индонезию, хотя роспись по ткани с давних времен использовалась в Перу, Японии, Шри-Ланки, Средней Азии, Турции, Египте, Иране, Африке и Индокитае. Тогда батик был не просто красивым рисунком на ткани, он считался священным и его узоры использовали в качестве оберега. В Европе батик получил известность в начале XX века. В наше время батик используется в росписи одежды, скатертей, салфеток, декоративных подушек, обивки дивана, покрывал, штор, ширм, абажуров, настенных панно и т.д.

Горячий батик

Горячий батик может быть выполнен на хлопке или шелке. Воск наносился на ткань заостренной бамбуковой палочкой-пером, а позднее — кистью или специальным инструментом — чантингом, который представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной ручке. Процесс начинается с нанесения на шелк или хлопчатобумажное полотно контуров будущего рисунка. Участки, которые нужно оставить неокрашенными, покрывают слоем расплавленного воска, после чего ткань расписывают. На следующей стадии полотно снова покрывают воском и окрашивают. При использовании техники горячего батика эта процедура повторяется не больше четырех раз, так как при более частом смешении красок ткань начинает терять качество и интенсивность цвета. Таким образом, ткань окрашивается последовательно в разные цвета. Затем лишнюю краску удаляют, а воск выпаривают утюгом. С глубокой древности для украшения и росписи по ткани применялось окрашивание ткани с использованием различных резервирующих средств, таких как смесь парафина, воска, канифоли или смолы. В наше время применяется горячий воск и существует множество техник нанесения его на батик: резерв можно наносить при помощи кистей или просто, капая на ткань.

Горячий батик бывает трех типов:

  • Прямой однослойный — рисунок создается методом фиксации расплавленным воском белой ткани и расписывается в один слой.
  • Прямой многослойный — рисунок создается методом фиксации расплавленным воском белой ткани и расписывается в несколько слоев, каждый раз насыщая их по тону.
  • Обратный, вытравка — рисунок создается методом росписи с последующей фиксацией нужных цветов воском и вытравкой до белого участков не покрытых воском.

Холодный батик

Холодный батик отличается от горячего тем, что резервирование осуществляется холодным способом. Резервирующий состав может быть бесцветным, но может также иметь любую окраску. Для росписи в технике холодного батика используется резерв на основе парафина и бензинового растворителя. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий, графический характер. Резервирующий состав по контуру рисунка наносят на ткань с помощью стеклянной трубочки различного диаметра. В технике холодного батика, в отличие от горячего, используется в основном натуральный шелк, но первые опыты можно делать и на тонкой хлопчатобумажной ткани. Батик на шелке очень хорошо закрепляется при помощи запаривания. После чего его можно стирать и гладить, не боясь, что краска смоется или побледнеет.

Холодный батик бывает четырех типов:

  • Классический — рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в один слой.
  • Многослойный — рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в несколько слоев.
  • Незамкнутая графика — расписывается методом разрыва резервной линии и смешением цвета соседних плоскостей.
  • Свободная роспись ткани — рисунок создается без использования резервных смесей. Рисунок на ткань при этом методе наносят свободными мазками, и только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва. Известно несколько способов свободной росписи ткани: красками с применением солевого раствора, красками с загусткой из резерва, печатными красками по тканям, масляными красками. Все вышеназванные способы свободной росписи требуют запарки, кроме росписи масляными красками. Однако такой вид батика можно и не запаривать, но в дальнейшем его нельзя подвергать стирке и необходимо охранять поверхность от попадания на нее капель воды.
    Свободная роспись — выполняется в трех техниках:
  1. акварельная техника — батик рисуется по-сырому с подсушиванием в нужных местах, или по-сухому специальными кистями;
  2. трафаретная техника — батик создается при помощи трафаретов и аэрозольного красителя;
  3. свободная роспись — ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками.

Экспериментальный батик

Экспериментальный батик бывает пяти типов:

  • Роспись валиками расплавленным воском.
  • Штамп расплавленным воском.
  • Поливка расплавленным воском.
  • Шибори, планги, бандан или узелковая техника росписи ткани.
    Зародилась и получила широкое распространение в Индии. Это наиболее древний и простой способ окрашивания ткани, доступный всем. Ткань перевязывают веревкой и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. Так же можно использовать прищепки и зажимы, или же завязывать ткань узелками. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы — пуговицы или камешки, чтобы получить новый, интересный узор. После окраски эти места остаются непрокрашенными. В зависимости от способа завязывания можно получить узор из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос и их сочетаний. Одним словом — это способ механического резервирования тканей.
  • Аэрография — представляет собой своего рода промежуточное звено между ручным и машинным способом росписи. Краски разбрызгивают по ткани с помощью аэрографа. Благодаря технике распыления возникают изображения с мягким, как будто тающим, нечетким контуром. В аэрографии возможно достижение практически бесконечного разнообразия цветов и оттенков. Композицию можно украсить, используя различные трафареты-лекала, а также подручный материал: растения, кружева, пуговицы, бусы и т.д.

Батик в России

В России батик появился в 1920-е годы. Во второй половине — конце XX века батик получил бурное развитие, появились новые направления.
Родоначальниками новых направлений батика стали:

  • живописный батик — Виктор Парийский;
  • монументальный батик — Ирина Трофимова;
  • обратный батик — Юрий Ярин и Евгений Архиреев;
  • офортный батик — Виктория Кравченко;
  • повествовательный батик — Татьяна Шихирева;
  • традиционный батик — Юрий Балычев;
  • философский батик или техника Давыдова — Сергей Давыдов;
  • экспериментальный батик — Александр Талаев.

Искусство

Что такое батик?

Батик – это ручная роспись по ткани. Своеобразная технология нанесения рисунка на материю возникла в 16 веке в Индонезии. В Европе батик стал известен в 19 веке, а распространение получил с изобретением анилиновых красителей. Анилиновые красители заменили природные и позволили ускорить процесс изготовления батика.

В наше время батик становится популярным видом искусства во всём мире, так как с помощью техники батика можно создавать уникальные работы, которые существуют в единственном экземпляре, повторить выкрашенную в технике батика вещь один в один не возможно, ведь не известно как растекутся краски.

В технике батика можно расписать любой предмет одежды (галстук, блузку, шарфик, юбку, сумку), только расписывать следует светлую ткань, на тёмной не будет видно рисунка.

Расписывать ткани можно в домашних условиях, но обязательно соблюдать правила техники безопасности.

В технике росписи по ткани есть свои секреты. Она отличается от рисования на бумаге. Однако законы цвета и гармонии остаются в силе здесь.

Виды батика

В настоящее время батиком называют практически все виды ручной росписи ткани. Рассмотрим четыре основных способа:

— техника горячего батика;

— Техника холодного батика;

— Набивной батик или набойка;

Техника горячего батика

В технике горячего батика используется так называемый резервирующий состав. Резерв нанесённый на ткань не пропускает через себя краску и не даёт ей смешаться с разными цветами, он служит барьером для них. В качестве резерва в горячем батике используют воск или парафин.

Заранее выбранный рисунок переводят на ткань. Затем натягивают ткань с рисунком на подрамник. Закрепляют ткань по краям кнопками. Ткань должна быть натянута туго, как барабан.

Щетинной кистью №1 или 2 наносят узкий слой резерва по контурам рисунка. Ткань должна насквозь пропитаться горячим парафином. Когда парафин застынет, ткань покрывают краской в соответствии с рисунком и дают ей высохнуть. Затем снимают ткань с подрамника.

Проглаживают ткань горячим утюгом через слой пористой бумаги, чтобы в неё впитался парафин. Эту операцию можно проделать 2 – 3 раза, пока с ткани полностью не сойдёт парафин.

Техника холодного батика

В качестве резерва в данной технике может использоваться резиновый клей, или клей ПВА. Так же в наборах батика продают специальный уже готовый резерв в баночке или в тюбике.

Изделия выполненные в технике холодного батика нельзя стирать. Техника холодного батика позволяет нанести на изделие рисунок, не окрашивая при этом всю вещь целиком.

Замкнутость контура любой детали в рисунке – обязательное условие. Если рисунок в данной технике нужно нанести на футболку, то сначала переводят рисунок, а затем часть футболки туго натягивают на деревянные пялцы. По контуру рисунка проводят резервирующим средством тонким слоем, для тонких линий используют специальные трубочки.

После этого можно приступать к заливке цветом. Краситель наносят либо беличьей кисточкой, либо ватным тампоном.

Когда краска высохнет. её надо закрепить. Для этого прокрашенную ткань проглаживают утюгом через слой бумаги. Если ткань предполагается стирать в будущем, то следует сразу покупать дорогие хорошие краски и пропарить ткань утюгом.

Набивной батик

Набивной батик – это роспись по ткани с помощью штампов, сделанных из различных материалов. Это могут быть картон, клеёнка древесина.

На материал для штампа наносят рисунок, вернее, те его элементы. которые должны быть покрыты краской.. Это могут быть листья, лепестки цветов, изображения животных, звёздочек и так далее. Вырезанный рисунок и представляет собой штамп.

На штамп кисточкой наносят краску и способом печати набивают рисунок на поверхность ткани. Затем рисунку дают высохнуть и производят тепловую обработку ткани.

Техника узелкового батика

Нанесение рисунка на ткань с помощью завязанных на ней узлов – одна из древнейших форм ручной отделки текстиля. Техника эта проста дешёва и не трудоёмка.

Неокрашенное полотно крепко перевязывают в нескольких местах шнурами или верёвками. Затем ткань прокрашивают в красителе. После крашения ткань прополаскивают в холодной воде. затем просушивают не развязывая узлов. После просушки изделие развязывают и проглаживают утюгом.

Также можно камешки положить под ткань в нескольких местах, плотно обтягивают ткань и перевязывают нитками. Затем изделие подвергают крашению.

Таким образом в этой технике можно сделать модные платки на шею или на пляж под цвет вашего купальника.

Все необходимые материалы, инструменты, оборудования

Для работы потребуются следующие инструменты:

— Кисти беличьи № 1, 2, 3, 4;

— Кисти щетинные №1, 2;

— Набор стеклянных трубочек для резерва;

— Две ёмкости для водяной бани;

— Прибор «чантинг» – стеклянная или металлическая чашечка с небольшим отверстием в дне. Прибор используют в технике горячего батика – в нём находится расплавленный воск;

— Копировальная бумага для перевода рисунка на ткань;

Так же могут понадобится спирт, уксус, соль. сода, марля

В качестве материала лучше использовать натуральные ткани ( батист, шёлк, атлас), для узелкового батика можно использовать трикотаж.

В качестве красителей можете купить любые краски батика в художественном магазине.

Как красить ткани

Чтобы ровно и хорошо окрасить ткани и изделия из них, необходимо правильно подготовиться к крашению. С готовых вещей, подлежащих крашению, спорите металлические пуговицы и украшения, чтобы избежать образований пятен от ржавчины.

Если на материал есть тёмные неудалённые пятна, например от чернил, то его рекомендуется перекрашивать только в тёмный цвет.

В данной статье использовались материалы из книги «Новая энциклопедия домашнего хозяйства»/ И. А. Михайлова. – М.: Эксмо, 2008. – 512с.:ил. И мой личный опыт.

Ссылка на основную публикацию