Палехская роспись

Палехская роспись на шкатулках

Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа. Свои истоки палехская роспись берет из послереволюционной центральной России. Нынешняя Ивановская область тогда была Владимирской губернией, а промысел взял название от поселка Палех, что был в Вязниковском уезде. Ранее в дореволюционный период мастера Палеха больше славились своим мастерством писать иконы и расписывать церкви, поэтому можно считать, что палехская роспись берет свое начало в иконописи.

История промысла

Изначально художники Палеха более всего славились своей церковной живописью, но в послереволюционный период, в Палехе создали Палехскую художественную артель, мастера которой стали заниматься росписью по дереву. А в 1925 году работы художников этой артели были выставлены на выставке в Париже и приобрели всемирную известность.

Особый бум палехской росписи характерен для конца 1960-х — начала 1980-х годов:

  • выпускалось огромное количество советских открыток с миниатюрами, выполненными в палехской технике;
  • выпускались марки с палехской росписью;
  • сувенирные и подарочные косметические наборы продавались в коробках с палехской росписью и с такими же изображениями на этикетках;
  • большой популярностью пользовались декоративные подносы и шкатулки для украшений, где были изображены не только сюжеты былин и сказок, но и истории достижений советского народа.

Элементы палехской росписи

Самым важным отличием палехской росписи, от иных исконно русских живописных промыслов, является прорисовка миниатюрных композиций — изображений, которые рассказывают определенный сюжет. В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.

Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.

Другими важными отличиями считаются:

  • многотональная прокраска теней;
  • несколько вытянутое изображение персонажей;
  • точная прорисовка элементов, например, листва деревьев прописывается в соответствии с натуральным изображением;
  • большое количество прорисованных нюансов и деталей.

Даже сейчас можно встретить книги, в которых для иллюстрации классических произведений великих русских авторов, используют сюжеты, выполненные палехской росписью.

Техника выполнения

Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться, например — шкатулки.

Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак.

После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом.

Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, при помощи которой разбавляют сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса. После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Особый нюанс при изготовлении яичной эмульсии в Палехе — это разбавление её не водой, а уксусом или хлебным квасом.

Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи.

Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло.

В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.

Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.

От иконы — к шкатулке

П алех. Название, прославленное на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировалось с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились. До революции писали иконы, а новая власть, к религиозной тематике суровая, заставила взяться за светские мотивы — сказки, предания, былины. Писать миниатюры стали на шкатулках. Предлагаем вспомнить 10 фактов из истории промысла с Натальей Летниковой.

В традициях первых мастеров. «Палех — село-академия народная», — говорил в 1863 году Георгий Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты. В основе палехского стиля — традиции многих иконописных школ. Отличаются палехские иконы особой тонкостью письма, мягкими плавными линиями и сдержанной цветовой гаммой. Одежды и орнамент блестят золотом — символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре — не просто техника письма. В христианской символике именно свет — прообраз божественной благодати.

Иконописные корни палехской росписи. В окружении лесов да вдали от больших дорог, вдоль живописной речки Палешки. Жили в селе обособленно, торговцы практически не захаживали. Так иконописцы сохраняли из поколения в поколение свои традиции. Лишь в середине XVII века молва о палехских мастерах добралась до Москвы. А уж затем и сами художники оказались в Белокаменной. Палешане приложили свое мастерство в Грановитой палате Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавре и в Новодевичьем монастыре.

Новое время, новые образы, новый промысел. После Октябрьской революции художникам пришлось оставить на долгое время библейские образы в поисках других тем. Революция иконопись не жаловала. Тогда появился современный палехский стиль и шкатулки из папье-маше по подобию Федоскинских. Расписывали коробочки и ларчики бывшие иконописцы сюжетами из народных сказок, жанровыми сценками, картинками деревенского быта и пейзажами.

«Артель древней живописи». Перенесли художники темперную живопись на шкатулки и объединились в артель. В 1924 году по инициативе группы талантливых иконописцев при поддержке искусствоведа и профессора Анатолия Бакушинского была образована «Артель древней живописи». Почетным членом объединения стал Максим Горький, который поддерживал художников. Мастера расписывали ларцы, шкатулки, чайницы, табакерки и пудреницы. Сначала заготовки закупали в Федоскино, но вскоре наладили свое производство.

Таланты и поклонники. Палехскими иконами восхищались Николай Некрасов, Николай Лесков, Антон Чехов. В 1814 году выказывал особый интерес к работам русских иконописцев Иоганн Гёте. Немецкий поэт даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе, — «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь». В 1930-м большая выставка палехской миниатюры прошла в Государственном Русском музее. Работы палехских мастеров стали статьей экспорта. Расписные шкатулки покупал Внешторг и продавал за валюту.

Династии и секреты промысла. Славилась артель своими династиями. Секреты мастерства — дело семейное. Растили живописцы себе смену сызмальства. Одна из старейших палехских фамилий — Белоусовы. Леонид Иванович Белоусов — художник-иконописец. Начинал работать в артели в 1926 году. Лаковая миниатюра стала делом жизни и для его правнука — Евгения Белоусова. И таких славных фамилий в Палехе немало. Голиковы, Котухины, Сивяковы… История промысла и секреты мастерства когда-то не выпускали за семейный круг. Даже замуж выходили за своих, за палехских, тайны росписи оберегая.

Мировое признание. Первые же работы палехских иконописцев в новом жанре лаковой миниатюры, выполненные по заказу кустарного музея, получили диплом первой степени на выставке Академии художественных наук. В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы даже попросили прислать мастеров для организации школы. Художники покидать Россию отказались. А уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль.

Краски Палеха не для батальных сцен. Так уж сложилось, что Палех — все больше картинки из сельской жизни и сказочные мотивы. Но это в мирное время. Когда вся страна жила единой мыслью о Победе, Сталинградская битва стала источником вдохновения и для художников: «Народные мстители», «По следам врага», «Атака», «Народная война». Работая в тылу, мастера сохраняли ремесло даже во время войны. Только работали старики и допризывная молодежь. Не закрывалось и художественное училище «села-академии» — как называли Палех.

Таинство создания краски. Издавна в Палехе писали темперой. Делали краску дедовским способом — на яичном желтке. Добиваясь «глубины, светоносности и стойкости». Разводили столовым уксусом или квасом. Кисти палехских художников — ручной работы. Магазинные, даже беличьи — слишком непослушные. Так что и современные мастера, даже покупая готовые краски, кисти все же собирают вручную — волосок к волоску. Для работы с листовым золотом мастера используют специальную кисть — лампемзель, изготовленную из кончика беличьего хвоста.

Музеи Палеха. 14 тысяч экспонатов и шесть отдельных коллекций. Музей палехского искусства был открыт 80 лет назад по инициативе Максима Горького. За десятилетия экспозицию составили лучшие произведения палехских мастеров. Стал музеем и дом одного из основоположников палехской лаковой миниатюры Ивана Голикова. Музей-мастерская Николая Дыдыкина рассказывает о старинном палехском роде иконописцев, из которого вышел и скульптор — автор памятника Пушкину у Музея-квартиры поэта в Петербурге. Из Палеха пошло мастерство Павла Корина. В Москве работы художника может увидеть любой — на станции метро «Новослободская». В палехском доме академика живописи собрана редкая коллекция икон.

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Палехская роспись

Подробности Категория: Палехская роспись Опубликовано 21.03.2019 18:35 Просмотров: 597

Палехская роспись является одной из самых редких и уникальных в мире и, несмотря на сложность процесса, палешане и в наше время расписывают заготовки «дедовским» способом.

Это, прежде всего, лаковые миниатюры (шкатулки, ларцы, сувениры, значки), ювелирные изделия, иконы, панно, портреты и холсты для интерьеров.

Из истории палехской росписи

Этот особый вид росписи зародился еще в Древней Руси. В те времена палехскую роспись использовали для украшения храмов, икон. Обилие золота, мягкие тона и удлиненность фигур, присущие этому виду росписи, как нельзя лучше подходили для создания библейских сюжетов. Но однообразная тематика не давала выхода творческому самовыражению художников, и со временем некоторые мастера отходили от сугубо религиозной темы и вплетали в свои произведения картины русской природы, сюжеты сказок, фольклорные мотивы.

Икона Вседержитель (Пантократор). Дерево, левкас, темпера, масло. 31 х 26,4 см. Государственный музей Палехского искусства. Художник В.В. Жегалов
Кроме икон, стали появляться шкатулки, панно, бытовые приборы (например, приборы для письма, подносы). На их поверхности расцветали пышные цветы, одевались в багрянец леса, плакала у реки Аленушка, нёсся на сером волке Иван Царевич или веселился русский народ, отмечая Масленицу. И каждый сюжет был и остаётся уникальным, ибо пишется вручную и никогда не повторяется.

Посёлок Палех. Шкатулка (1934). Художник И.М. Баканов

Техника палехской росписи

Палехскую технику невозможно спутать ни с какой другой, только ей присуще узорочье, тонкие, изящные линии, удлиненность и тщательная линейная разделка фигур, обилие пейзажных декораций. А передаваемая из древности техника нанесения, закрепления и обработки рисунка придает ему внутреннюю глубину и насыщенность красками. Подобная техника использовалась при написании древних фресок, и аналогов ей нет во всем мире. Современные мастера палехской росписи создают свои произведения вручную от начала и до конца, опираясь только на старые приемы и техники. Художник самостоятельно делает заготовку будущей вещи, специально обрабатывает ее, расписывает, наносит золото и закрепляет результат. Благодаря высокому качеству, изделия палешан ценятся во всем мире.

Изготовление изделий под роспись

Заготовкой для лаковой палехской миниатюры служит картон. Мастер раскраивает его на формы определенного размера и наклеивает их одна поверх другой на деревянную болванку при помощи мучного клейстера. Количество слоев определяется толщиной изделия. Затем заготовка спрессовывается и высушивается в течение нескольких дней. Полученный полуфабрикат необходимо полностью напитать льняным маслом (для этого и применялся мучной клей, который, в отличие от синтетического, льняное масло пропустит сквозь себя и даст ему глубоко впитаться). Заготовку опускают в чан с горячим маслом и выдерживают там сутки. Потом опять сушка в печи (2 суток при 100˚С). Теперь изделие можно шлифовать, обрабатывать напильником, наждачной щеткой. На этом же этапе к изделию крепятся крючки, навесы, шарниры.

Чтобы загрунтовать изделие, готовится специальный состав из масла, сажи и красной глины. Уже на грунтовку наносится несколько слоев лака: с внешней стороны 2-3 слоя черного лака, а с внутренней – масляный лак с киноварью (минерал из ртути и серы). Последний этап получения правильной заготовки – нанесение 7 слоев светлого лака с обязательной просушкой в печи каждого слоя. Светлый лак также изготавливается палехскими мастерами по старинным рецептам. Теперь изделие готово для росписи, которую настоящие художники выполняют только самостоятельно приготовленными красками из яичных желтков, уксуса и минералов. Мастер проходится по поверхности изделия пемзой, чтобы краски не растекались, выводит контуры узора сначала карандашом, потом белилами, а затем расписывает его тонкой кисточкой из беличьей шерсти (которую сам же и изготавливает). Размеры узора бывают настолько малы, что художникам часто приходится прибегать к помощи лупы.

«Три девицы под окном». Шкатулка (1931). Художник П.Д. Баженов
Раскрашенное изделие сушат и закрепляют рисунок лаком. Только после этого мастер приступает к росписи изделия сусальным золотом и серебром. Чтобы драгоценные металлы приобрели блеск, их полируют агатом или зубом волка. Всё изделие опять покрывается несколькими слоями лака, сушится и шлифуется до зеркального блеска.

«Чичиков у Коробочки». Шкатулка (1936). Художник В.М. Салабанов

Палех — город художников

Многие знают Палех прежде всего как центр лаковой миниатюры. Но лаковой миниатюрой в Палехе стали заниматься только после революции 17-го года, когда стало невозможно заниматься иконописью, которой издревле был знаменит город. Хорошо политикам, которые мгновенно перестраиваются со сменой политического строя, а художникам приходится мучительно искать новые направления в своей творческой деятельности. И так было не один раз в 20-ом веке. Когда иконопись в начале века стала неактуальна, лучшие художники Палеха создали феномен палехской лаковой миниатюры, ставшей знаменитой на весь мир. В 90-е годы опять потребовалась перестройка творческой работы палехских художников, когда был до основания разрушен коллективистский артельный уклад, созданный за годы советской власти. Но палехские художники опять с честью вышли из создавшегося положения и смогли сохранить накопленный многовековой опыт как в иконописи, так и в создании лаковой миниатюры. К счастью, связь поколений не прервалась.

Посетили Палех в ходе ставшей уже традиционной летней поездки по городам Золотого кольца. Если в прошлом году главным городом поездки был Плёс, то в этом году таким городом стал Палех. Город произвел неизгладимое впечатление. Многие отмечают своеобразие атмосферы Палеха и необычную ауру этого места — удивительного города художников. В городе протекает река с красивым названием — Палешка. А жители Палеха называют себя палешанами. Палех — родина Жар-птицы, на гербе и флаге города красуется Жар-птица, исполненная в традиционном для палехской лаковой миниатюры стиле — золотом по черному фону.

История Палеха

История Палеха уходит в глубокую древность. Существует несколько версий происхождения топонима Палех. В этих местах в непроходимых лесах и на болотных топях в древние времена жили угро-финские племена, которые позже слились с племенами южных славян. Палех на угро-финском означает возвышенное место. Возможно, название произошло от слов «пал, палить», т. е. выжигать лес для поселения и распашки полей. Из письменных источников известно, что уже в 12–13 веке Палех был крупным селом. Предполагается, что иконописцы пришли в Палех и окрестные деревни после взятия Владимира татарами в 1238 году, т. е. без татар и здесь не обошлось. Часть населения Владимиро-Суздальской земли, в том числе иконописцы-монахи, бежали от татар в дремучие, непроходимые леса, где обосновались и сохранили искусство иконописи. Иконописание было родовым делом и существовали целые семейные династии, где мальчики становились сначала иконописцами по рождению, а уже затем — по призванию. В 18-ом веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, яркими темперными красками с применением золота на одеждах святых. Палешане были известны и как мастера монументальных росписей, они участвовали в росписи и реставрации многих церквей и соборов по всей России. Например, мастерами мастерской братьев Белоусовых была расписана Грановитая палата Московского Кремля. Перечень культовых объектов, к росписи и реставрации которых приложили руку палехские мастера-иконописцы, впечатляет: это Дмитровский и Успенский соборы Владимира, Благовещенский собор Московского Кремля, Успенский собор Свияжского монастыря, Софийский собор в Новгороде, Новодевичий монастырь в Москве, Ипатьевский монастырь в Костроме и многие другие.

Известный русский историк Георгий Дмитриевич Филимонов, один из основателей первого в Москве Публичного музея и заведующий архивом Оружейной палаты, побывавший в 1863 году в Палехе, так отозвался о палехских художниках: «…В деле иконописи ни одна местность не может сравниться в настоящее время с Палехом, потому что иконопись здесь не одно средство, а цель». И еще цитата: «Вместо жалких крестьян-ремесленников я, совершенно неожиданно, встретился с народом развитым, исполненным светлых убеждений и знающих свою историю…». С легкой руки Г. Д. Филимонова с тех пор к Палеху пристало название «село-академия».

В те времена известность Палеха вышла далеко за пределы России. Из переписки историка Н. М. Карамзина известно, что немецкий поэт Гёте на склоне лет мечтал приехать в Палех и увидеть, как среди русских просторов художники, больше похожие на крестьян, пишут по дереву иконы, которым позавидовали бы византийские мастера. Владимирский губернатор А. Н. Супонев даже послал в подарок Гёте в Веймар две иконы работы палехских иконописцев братьев Каурцевых.

Возникшая в глубокой провинции, в крестьянской среде, иконопись Палеха стала значительным явлением русской художественной культуры. Но всё иконописное творчество с приходом к власти большевиков закономерным образом прекратилось. Многие семьи остались без средств к существованию, многие мастера навсегда расстались с художественным ремеслом. Однако немало среди палешан оказалось тех, кто не мыслил себя вне художественной профессии. И случилось новое художественное явление, вновь прославившее небольшое поселение в Ивановской области на весь мир. Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после революции 17-го года, сумела сохранить вековые традиции иконописи как высокого искусства, перенести их на новые формы и наполнить иным, востребованным обществом содержанием.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков, который в московской мастерской Александра Глазунова написал первую работу в так называемом палехском стиле. Эта работа называлась «Адам в раю». Мастера освоили роспись на новом материале папье-маше, из которого изготавливали шкатулки, пудреницы, украшения, и перенесли на них традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени. В 1924 году семеро палехских художников, в прошлом состоявшихся мастеров иконописи, во главе с Иваном Голиковым объединились в «Артель древней живописи». Уже в 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили там золотую медаль. В 1932 году после знаменитой московской выставки «Искусство Палеха», вызвавшей необычайный интерес публики, возник Союз художников Палеха. В 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР, которые благополучно закрылись в 90-е годы.

Что посмотреть в Палехе

Государственный музей палехского искусства. Сайт музея весьма информативный и на нем есть интересная видеоэкскурсия по Палеху. Музей организован в 1934 году. В организации музея активное участие принимал Максим Горький, правда, он никогда не был в Палехе. Музей палехского искусства является значительным музейным комплексом, включающим множество подразделений. Последним открылся экспозиционно-выставочный центр, в котором сегодня располагается музей икон. В экспозиции музея есть множество подлинных древних палехских икон.

Четыре века Палеху: Уникальная русская иконография и лаковая живописная миниатюра, которой нет аналогов в мире

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На рубеже 16-17 века Палехе появились мастера, которые писали святые образа, расписывали храмы и соборы, восстанавливали старинные фрески. На начало 19 столетия пришелся расцвет палехской иконописи, имеющей огромный спрос не только в России, но и за рубежом.Своеобразное, изящное искусство лаковой миниатюры Палеха объединяет в себе принципы древнерусской живописи и народного творчества.

Если в некоторых городах создание икон имело почти промышленное распространение, то в Палехе долгие годы сохранялось самобытное написание святых образов, написанием которых занимались члены крестьянских семей в свободное от сельскохозяйственных трудов время.

Было примечательным, что в крестьянских семьях иконописцев было разделение труда: рисунок на основу наносил «знаменщик», одежды и палаты писал «доличник», а лица — «личник». Палехские иконы создавались долго и скрупулезно, они были выдержанны по канонам старинных образцов, поэтому их ценность была высокой.

Но к концу 19 века на Руси количество иконописцев сильно возросло, что явилось причиной снижения стоимости и ухудшением качества иконописи, и спрос на палехские иконы резко снизился из-за дороговизны.

А произошедшая в России революция 1917 года изменила не только весь уклад России но и отношение к церкви. Производство икон стало невостребованным и художники-иконописцы вовсе остались без работы.

А вот лаковая живописная миниатюра Палеха является сравнительно молодым направлением, возникшим лишь около двух веков тому назад. Предпосылкой возникновения было то, что в конце 18 века московский купец Коробов основал производство лакированных козырьков для армейских кепок. И когда в моду вошел нюхательный табак, он же стал выпускать лаковые шкатулочки-табакерки.

Со временем эти шкатулки приобрели роскошный и богатый вид, они стали служить для украшения помещений. Используя красочный колорит и русскую народную тематику, палехские мастера в своей работе использовали различные сюжеты сказок, былин и сказаний.

По окончанию гражданской войны палехские мастера возобновили свой промысел, изготавливая теперь уже шкатулочки, брошки, пудреницы и другие предметы из папье-маше. Изображали на них сюжеты из русских народных сказок, сценки деревенской жизни, а также использовали творчество русских писателей и поэтов.

Вторая мировая война также внесла свои сюжеты в палехскую роспись — красочные военные сцены. Во времена Советской власти палех характеризовался пафосом, идейностью, монументализмом. И лишь спустя годы художникам удалось вернуть романтичность и возвышенность, поэтичность и иносказательность.

И по сей день лаковые миниатюры отличаются яркими красками на черном фоне, удлиненностью фигур, тонкостью линий. Декоративность пейзажей и архитектуры, изящный орнамент золотом, обрамляющий композицию – все это делает Палехскую роспись уникальной.

Каждый из мастеров—миниатюристов имеет свой профессиональный почерк. Эта кропотливая работа требует от них не только вдохновение, но и огромную точность и аккуратность, так как вся роспись выполняется вручную, и очень часто для этого требуется увеличительное стекло. Большая часть миниатюр уникальна или же выпускается в очень малом количестве.

Палехская живописная миниатюра, заключающая в себе тончайшую работу над деталями, миниатюрность, цельность сложной композиции, разнообразие узоров и орнаментов, выполненных золотом на черном фоне, пользуется огромным спросом у ценителей этого искусства во всем мире. А сам поселок привлекает туристов как уникальный центр русского народного промысла.

Славна талантами и умельцами земля русская. И на сегодняшний день в России процветает множество народных промыслов, один из которых основанный братьями-крепостными — жостовская роспись .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

Добавление комментариев запрещено правилами блога. Разрешено только: зарегистрированным пользователям, модераторам, участинкам блога

Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:

Палехская роспись

Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Само слово палех фино-угрского происхождения. Угро-фины в свою очередь полностью растворились среди славян и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Линдех, Сезун, Люлех.

Палех с древности славился своими иконописными мастерами.Наибольшего расцвета иконопись Палеха достигает к 18 началу 19 веков. Местные живописцы занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой Лавры, Новодевичьего монастыря.

Тонкое искусство лаковой миниатюры соединило в себе традиции иконописания и русского народного творчества.

Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы.

Уже в 17 веке палешане вышли за рамки религиозной тематики, насыщая изображения деталями из жизни отображающей быт. Одним из ранних образцов палехского стиля является икона «Всех скорбящих радости» начала 17 века.

Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д. На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряжь лошадей. Всe это изучалось палехскими мастерами и с творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи.

После революции 1917 года, из-за смены политической власти , данное направление в искусстве пришло в упадок и художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала.

И лишь после мировой войны искусство Палехской росписи получило свое развитие в новом для себя направлении. Поскольку иконописью заниматься было запрещено, то мастера нашли применение для себя в росписи шкатулок, брошек, пудрениц.

Поставец с росписью в духе «революционных агиток»

Узоры настолько филигранны, что мастерами в процессе создания приходится применять увеличительное стекло.

Разделочная доска с палехской росписью. Часы.

В 1918 г. художники создают Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются выдающиеся деятели искусств Голиков Иван Иванович и Глазунов Александр Александрович, в московской мастерской которого и была написана Голиковым Иваном первая работа в так называемом палехском стиле. В 1923 работы были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924.

В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище им.А.М.Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до 4 лет.

Все сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, классических литературных произведений, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываютсязолотом.

Шкатулка с сюжетом из сказки «Дюймовочка».

Отличительные черты палехской школы :

миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо;

  • общий мягкий тон письма;
  • многообразие элементовкомпозиции и их живописность;
  • узорчатость письма;
  • разнообразие радужных сияний;
  • вписание остроконечных гор;
  • деревья с натуральной листвой;
  • удлинённость фигур подобно строгановским;
  • тонко прописывались головы и обнажённые части фигур;
  • фоны разных тонов (вплоть до золотых).

Палехская миниатюра

Категория: Чистый источник

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 2 592, фото: 52 | QR код страницы

Испокон веков палешане писали образа. От поколения к поколению передавалось их древнее мастерство. Славилось и процветало село, шла о нем молва по всей Руси. Однако в XIX столетии иконописание превратилось в ремесленное производство, приносившее большие прибыли хозяевам иконописных мастерских. Сами же изографы жили бедно, задавленно. Их товар теснили с рынка штампованные металлические и бумажные печатные иконки.

После Великой Октябрьской социалистической революции ведущие художники Палеха организовали новый промысел, творчески переработали художественные традиции и приемы, унаследованные от глубокой древности.

Объединение палехских живописцев именовалось сперва Палехской артелью древней живописи, а с 1935 года-Товариществом художников Палеха.

Мастера расписывали изделия из папье-маше, обработанные лаком. Технология изготовления этих вещей очень сложная, кропотливая, манера исполнения — тонкая, виртуозная, зато и произведения получаются дивные, сказочные.

Мастера Палеха пишут миниатюру темперой — краской, разведенной эмульсией яичного желтка. Многослойная темперная живопись в палехском искусстве имеет ряд последовательных приемов: по намеченному белилами общему рисунку наносятся цветовые
пятна, затем пишут миниатюры во всех ее деталях, вводят пробела и твореное золото, которое обильно «вплетается» в живопись.

Палешанам свойственно письмо «плавью»: нанесение жидкого прозрачного слоя краски на сырую красочную поверхность. Черный фон (реже красный или белый), как активно действующий элемент композиции, также является характерной особенностью палехской миниатюры. Традиционной особенностью палехского искусства является и использование перешедших из древней живописи «горок», «палат», «древес» и т.д.

Русский фольклор, образы русской и советской поэзии, герои нашей истории, исторические события приобретают в произведениях палехских художников сказочность.

Ныне в селе работают Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР, есть художественное училище, открыт музей.

В новой общественной обстановке бывшие ремесленники стали подлинно народными художниками. Еще в 1930-е годы пятерым лучшим мастерам промысла было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР — И.Баканову, И. Голикову, И. Вакурову, И. Маркичеву, А. Котухину. И в дальнейшем искусство палешан не раз получало высокую государственную и общественную оценку.

Палешане расписывают преимущественно шкатулки, коробки, портсигары, используя фольклорные, историко-литературные, героические и бытовые сюжеты.

Росписи выполнены звучными яркими красками по черному фону, рисунок тонок и плавен, удлиненные фигуры изящны. Замечателен ритм складок одежды, красный и зеленый цвета как бы зажигаются от соседства с золотом, обильно применяемым в росписях.

Еще в предвоенные годы палешане пробовали свои силы в области книжной иллюстрации, живописи по фарфору, текстильного рисунка, театральной декорации.

Иллюстрации и рукописный текст к выдающемуся памятнику древнерусской литературы „Слову о полку Игореве“, выполненные И.Голиковым, стали крупным достижением советского искусства.

И сейчас новое поколение палехских мастеров не только удачно работает в книге, но и создает выразительные панно для оформления общественных зданий. Сотрудничают палешане и с ювелирами, выполняя кулоны, броши, оплечья.

Произведения художников из древнего русского села принесли Палеху мировую известность и славу. Они неизменно с большим успехом демонстрируются на многочисленных выставках в нашей стране и за границей.


Художники А. С. Песков и лауреат премии им. Ленинского комсомола Г. Н. Кочет


К. В. КУ КУЛИЕВА, Б. Н. КУ КУЛИЕВ «Юрий Гагарин». Иллюстрация к книге «Сын России». Фрагмент. 1981 | Заслуженные художники РСФСР Б. H. и К. В. Кукулиевы


Г.Н. КОЧЕТОВ. Шкатулка «Красный пахарь». 1974 | В.Ф.МОРОКИН. Тарелка «Северный праздник». 1974


Заслуженный художник РСФСР А. Д. Кочупалов | Н.И.ГОЛИКОВ. Шкатулка «Из-за острова на стрежень». Фрагмент. 1977


А.Д. КОЧУПАЛОВ. Пластина «Демон». 1972


А.А.КОТУХИНА. Ларец «Слово о полку Игореве». 1956 | Народный художник РСФСР А. А. Котухина


Художник Т. М. Ходова | Т.М. ХОДОВА. Шкатулка «Пора сенокосная». Фрагмент. 1976


Н.П.ЛОПАТИН. Пудреница «Тары-бары». 1975 | Л. И. КОНЫШЕВА. Пудреница «Чаепитие». 1975 | И.В. ЛИВАНОВА. Брошь «Рябинка». 1976


Л. С. ЗВЕРКОВА, Л. И. КОЛОВАНГИНА. Браслет «Сирин». 1978 | П.А. СМИРНОВА, Л. И. КОЛОВАНГИНА. Подвес «Конек-горбунок». 1975


Окрестности Палеха


Вид на село Палех

Палехская роспись

История Палеха уходит в глубокую древность. В XV веке село Палех входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По Духовному завещанию Ивана Грозного 1572 года село Палех было в поместном владении его сына Иоанна. В 1616 году Палех значится поместьем Василия Ивановича Острогубова и вдовы Юрия Ивановича Острогубова. Вскоре оно было пожаловано в вотчинное владение Ивану Бутурлину «за московское осадное сидение королевичево», то есть за участие в войне против польско-литовской интервенции. По писцовым книгам 1628-1630 годов Владимирского уезда Боголюбского стана Палех является вотчиной Ивана Бутурлина и его детей.

Есть и легенда — «Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когла на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разоренное население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса. «была великая Палиха» — отсюда и пошло название Палех.
Описывая лаковую миниатюру Палеха, справедливо употребляют термины: «всемирно известная», «утонченная», «изысканная», «драгоценная», и многие другие.

Создавая малотиражные, а зачастую и уникальные, штучные произведения, мастера Палеха противопоставляют промышленному производству предметов и сувениров массового потребления вещи, созданные вручную, сохраняющие индивидуальные особенности творчества живого мастера и старинных технологий обработки традиционных материалов. Именно такие изделия, будучи самодостаточными и самоценными произведениями прикладного искусства, могут удовлетворить вкусы отдельно взятого человека, украсить его быт и, в то же время полностью выполнять свои утилитарные функции.

Возможности применения палехского искусства не ограничиваются только шкатулками и ларцами, иконами и ювелирными изделиями. К ним относится и полиграфия, и портретная живопись, и оформление интерьеров лаковыми панно и холстами, а так же изготовление значков, оригинальных бизнес-сувениров, и многое другое

Обращаясь к лучшим образцам древнерусского и русского иконописного творчества, палехские мастера привнесли в свои работы декоративность и яркие краски природы, характерные для традиций народного искусства. При сложившейся общности стилистических проявлений, каждый мастер обладает своим персональным, узнаваемым почерком.

Традиционными мотивами палехских художников изначально считались сказочные и литературные сюжеты, исторически события и бытовые сценки, фольклор. Однако уже через короткое время в творчестве миниатюристов появились темы индустриализации и колхозного движения, сражений Великой отечественной войны, полетов в космос.

Каждое время неизбежно предъявляет художнику свои требования, заставляя анализировать пройденное, стимулирует к дальнейшему развитию. Сегодня одновременно с возрождением иконописания, в Палехе появились талантливые художники, творчески осмысливающие искусство модерна, русского авангарда, живописного наследия Востока, других классических и современных направлений

Название промысла происходит от названия села Палех.

Искусство росписи Палеха еще совсем молодое, ему всего чуть более 70 лет.

Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, в «золотой», как ее иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха — братья Белоусовы.

Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли. «Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить», — еще в 1901 году писал А.П. Чехов.

Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И живы традиции старинных мастеров-иконописцев.

. Вьется алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывет на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждет удалого молодца. Под кистью мастера рождаются пейзажи родной стороны — и сияет золотое солнце, текут быстрые реки.

Палехская роспись для детей: особенности техник с фото и видео

Ремесло русской лаковой миниатюры начало свою историю в 1795 году, с первого производства табакерок из папье-маше. Технология была завезена купцом П.И. Коробовым из Германии в глубокое Подмосковье в село Даниловка, что сейчас является частью села Федоскино. Именно в тех краях стало развиваться искусство лаковой миниатюры на табакерках, на которых изображался русский фольклор. Одним из ответвлений этого искусства является и палехская роспись.

Старинное ремесло Палеха

В Палехе издревле занимались мастера иконописцы. В селе, куда сбегались жители Суздаля и Владимира от татаро-монгольского ига, занимались иноконописанием целыми семьями, монументальной живописью, реставрацией соборов и церквей, а в частности Новодевичьей монастыря, храмов Троицко-Сергиевой лавры, Грановитой палаты Московского Кремля.

Палехская живопись на шкатулках, ларцах, пепельницах, брошках и игольницах появилась намного позже после революции. Иван Голиков, вдохновившись работами лукутинских мастеров в московском Кустарном музее, создал свою первую миниатюру «Адам в раю», золотые рисунки ан черном фоне. Позже он вместе с родственником А.А. Глазуновым создали мастерскую с палехскими мастерами. На картинке видно особенность ремесла.

После успеха на выставках первых работ в Москве и Венеции была открыта артель древней живописи, а в 1933 Палехская художественная школа. За многие годы палехское искусство претерпевало взлеты и падения, но работы художников Палеха известны многим и не теряют своих приемников в работе. Палехская миниатюра возродилась в 1980 году и производство шкатулок с этой росписью существует и в современном 21 веке.

Техника росписи

Особенности палехской лаковой миниатюры узнаваемы среди множеств искусств. Традиционные изображения былинных сюжетов, сказок, старинной жизни крестьян и купцов характерны условными формами, вычерченными фигурами, средневековой стилизацией.

Палитра цветов в миниатюрах отвечает старинным русский традициям, где сочетаются красные, желтые, и зеленые цвета, обильно усыпанные золотом, выполненные на черном фоне.

Техника письма миниатюр в Палехе сохранила стилистические обычаи росписи икон, а также и технологию изготовления, так называемых красок темпера, изготовляющиеся на основе сухих пигментов виде порошка, разводимые водой. Для связующего вещества использовали куриный желток, а позднее специальные полимеры, масла в растворе клея. Темперные краски в наши дни вытеснены масляными красками, но используются и по наши дни для живописи, так как имеют высокую долговечность.

Золотая же краска делается из листового золота, которое крошат и смешивают с гуммиарабиком, растворяют в воде затем просушивают под лампой. Процесс изготовления краски очень трудоемкий, в нее не должен попасть мусор, иначе краска будет плохо ложиться. Палешане также используют и алюминиевый порошок. Под лаком он желтеет.

Традиции создания лаковой миниатюры на шкатулках сохранили свою технологию. Такая шкатулка делается в мастерских около двух месяцев. Вначале делают папье-маше из картона и клейстера, прессуют, сушат примерно 10 дней, вымачивают в теплом льняном масле, затем высушивают и прессуют. Из этих болванок папье-маше вытачивают заготовки шкатулок, грунтуют красной глиной, зачищают, шлифуют несколько раз.

Далее изделие уходит мастерам росписи, они наносят рисунок в несколько этапов. Первым делом производят замалевку белым цветом, затем нанесением цветных пятен. В конце прорисовываются контуры и отдельные детали, затем рисунок закрепляется лаком, после чего можно наносить золотом и серебром.

После чего наносится несколько слоев лака, которые поэтапно полируются, пока изделие не будет достаточно ровным и гладким. Затем их складывают в мягкие упаковки.

На самом деле многие из росписей сохраняют свои технологии, не имеющие лучших аналогов по качеству и долговечности, мастера используют старые методы производства оригинальных изделий, смешивания красок, получая при этом нужные цвета, которые передают древний дух и таинственность. Иллюстрации лаковых миниатюр Палеха изображают образы в движении, создавая живость в сюжете. Развивающие гривы, плащи богатырей, вихри ветров и волны морей.

Работы палехских мастеров содержат сказочные сюжеты, изображающие сказки Пушкина, в частности, сказка о рыбаке и рыбке, о царе Салтане, Руслан и Людмила, а также другие народные сказки и былины для детей. Изображенные образы на рисунках легко узнаваемы: три богатыря, жар птица, ученый кот и вороные кони с золотыми гривами, а также другие сказочные персонажи, известные нам с детства, как на фото ниже.

На более современных изделиях можно увидеть изображение исторически важных людей, таких как Юрий Гагарин, Циолковский и другие, а палехскую миниатюру так же, как и другие росписи, используют в монументальной росписи, в массовой печатной литературе, марках, открытках и других сувенирных изделиях, в память иностранным друзьям.

Видео по теме статьи

Семь старинных русских промыслов

5 декабря 1924 года в селе Палех были созданы мастерские, возродившие старинную художественную роспись. Мы вспомнили еще несколько самых знаменитых народных промыслов, которые прославили русских мастеров на весь мир

Палехская роспись

Это искусство росписи совсем молодое, ему всего чуть более 70 лет. Название промысла происходит от названия села Палех . Родоначальница палехской росписи — древнерусская кона. Местные иконописцы украшали своими фресками церкви и терема по всей Руси . Даже в Московском Кремле, в Грановитой палате работали мастера из Палеха. Но после 1917 года иконописное искусство оказалось никому не нужным. И новую славу Палеху принесла лаковая живопись на шкатулках из папье-маше, сохранившая традиции старинных мастеров-иконописцев. Фигуры людей на палехских картинках вытянутые, подробно расписан не только передний, но задний план. Палехской росписью можно не просто любоваться, ее можно читать: настолько подробно и тонко написаны палехскими художниками сюжеты. Традиционны для Палеха сказочные и литературные мотивы, исторически события и бытовые сценки. Со временем в миниатюрах появились темы индустриализации и колхозного движения, Великой отечественной войны, полетов в космос. Вещи с палехской росписью уникальны — у каждого мастера свой профессиональный почерк.

Палехская роспись 20-х годов: трактор пришел на смену крестьянской лошадки

Федоскинская роспись

По преданию, один русский купец вывез из Германии мастеров, знающих технологию изготовления табакерок из папье-маше и способы их росписи. Опыт иностранцев вскоре был освоен и развит русскими ремесленниками, искусство которых превосходило европейское по качеству. Русские миниатюры отличались и своим национальным характером. Особенно популярны были сюжеты с тройками: летние тройки со свадьбами, зимние — с праздником русской Масленицы. Создавались миниатюры и на крестьянские мотивы: хороводы, пляски, работы на полях, бытовые сцены. От палехской росписи с ее иконописными традициями, федоскинская роспись отличается реалистичным стилем. Излюбленная тема росписей из Федоскино – лирические пейзажи. Еще одно отличие федоскинской росписи от палехской в том, что в ней наряду с черным лаком применялись и цветные: красные, голубые, синие, зеленые, золотистые и радужные.

Жостовская роспись

Жостовская роспись — древнее и потрясающе красивое ремесло. Отличие от других росписей – в обилии красок и полутонов, в реалистичности изображения цветов. История его началась с украшения металлических подносов, которые изготавливали в XVIII веке на уральских заводах, а затем в деревне Жостово Московской области. Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Их грунтуют, шлифуют, а затем расписывают масляными красками и покрывают прозрачным лаком. Самой важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись. Традиционный сюжет – букет цветов. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов. Изображение словно рождалось из темной глубины. Роспись каждого подноса неповторима и является импровизацией. За видимой легкостью письма кроется мастерство, выработанное поколениями мастеров. Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Мастер сначала намечает будущую роспись быстрыми и точными мазками, а затем прорабатываем каждый лепесток и веточку цветочного декора, добиваясь реалистичного объема.

Хохломская роспись

О возникновении хохломской росписи ходят легенды. Рождение промысла приписывается старообрядцам, скрывавшимся в заволжских лесах. Среди них было немало иконописцев, которые привезли с собой искусство свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента. Есть легенда о мастере-старообрядце Андрее Лоскуте, который расписывал посуду и создавал иконы по древним канонам. Патриарх Никон отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжег себя в избе. Искрами изошел, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотом яркие краски хохломы. Секрет изготовления «золотой» хохломской посуды без применения золота древние мастера передали будущим поколениям. Неокрашенные деревянные изделия (чаши, ковши, блюда) грунтуют глиной, сушат и покрывают несколькими слоями льняного масла. Следующий этап – лужение, втирание металлического порошка. После этого предметы приобретает красивый зеркальный блеск и готово для росписи. Расписываются изделия масляными красками беличьими кисточками. Главные цвета хохломской росписи – красный и черный, но могут быть коричневый, светло-зеленый и желтый. Существуют разные виды орнамента: «пряник», «травка», « кудрина », «крап». Расписанные вручную изделия покрываются слоями лака и закаливаются в печи до образования золотистого оттенка. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Городецкая роспись

Родина городецкой росписи — Поволжье . Этот промысел был распространен в селах Нижегородской губернии, расположенных недалеко от знаменитой Городецкой ярмарки. Поэтому роспись получила такое название. Народная живопись своеобразная, смелая и наивная одновременно. Рядом с жанровыми реалистичными мотивами, изображающими праздничные застолья, народные гулянья и забавы, в городецких росписях живут и образы птиц и животных. Особенно часто изображение коня или петуха. Встречаются экзотические львы и барсы. В городецкой росписи много цветочного орнамента. Любимые фоны расписных изделий — зеленый красный, синий, иногда черный. Роспись делается кистью, без предварительного рисунка, свободными и сочными мазками с быстрой обобщенной прорисовкой мелких деталей. Поэтому городецкая живопись напоминает произведения художников-примитивистов.

Мезенская роспись

Мезенская народная роспись — самая древняя и загадочная. На Русском Севере с незапамятных времен получили широкое распространение крестьянские промыслы, связанные с обработкой дерева. Здесь на высоком берегу реки Мезень и родилось ремесло своеобразной росписи по дереву. Это самобытная манера, выполненная в строгой графической технике, — по первоначальному красному замалевку, черным цветом наводятся контуры и прописываются остальные элементы. Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. В мезенской росписи используется самобытный орнамент. Он притягивает и завораживает, несмотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать о сокровенных тайнах древнего представления о мире северных славян древности.

Гжельская роспись

Местность возле села Гжель издавна славилась своими глинами. А в 1800 году крестьяне Куликовы нашли состав белой фаянсовой массы и основали фарфоровый завод, научившись технике изготовления посуды, работая на заводе немца Отто. По преданию, Куликовы свято хранили «рецепт» гжельского фарфора, но два местных гончара проникли в их мастерскую и выведали все секреты. Так от завода Куликова и пошел народный гжельский промысел. У Гжели собственный стиль — синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает вручную окисью кобальта. Традиционная роспись — выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, сделанные быстрыми, сочными мазками кисти. Кобальт, которым расписывается изделие, в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика славятся не только в России , но и за ее пределами.

Ссылка на основную публикацию