Роспись матрешки

Семеновская роспись: история, особенности техники

На фабрике в городе Семенове делают знаменитых на весь мир матрешек. Благодаря популярному русскому сувениру семеновская роспись стала достоянием национальной культуры. А зародилась она в селе Мериново, недалеко от Семенова. О том, как появилась Семеновская роспись и матрешка, о современном статусе промысла, а также об особенностях техники росписи – читайте далее.

История возникновения

Мериновская матрешка и семеновская – это одно и то же? Искусствоведы по сей день спорят, и к единому выводу не пришли. Но то, что это родственные промыслы, сомнений нет. Когда-то город Семенов Нижегородского наместничества считался ложкарной столицей России: если у вас дома есть деревянная расписная ложка, ее появлению вы обязаны именно семеновским мастерам. Расходились ложки, сделанные в Семенове, по всей стране, а купцы вывозили их на импорт, например, в Персию. Даже царский заказ, ложки для армии, выполнять доверяли только семеновским мастерам.

Только представьте, в 1910 году местные умельцы сделали 170 миллионов ложек – в голове не укладывается! Тысячи кустарей занимались изготовление продукции: одни считались резчиками, другие красильщиками, еще часть кустарей занималась росписью «белья», лакировали готовые изделия уже специалисты этого профиля.

История знаменитой семеновский матрешки началась в 19-ом столетии. Несмотря на то, что сегодня русский сувенир считается исконным отечественным брендом, появились матрешки благодаря японскому искусству.

Из города Хонсю в Россию привезли фигурку буддийского мудреца Фукуруму. А внутри такой фигурки было еще несколько, поменьше. Не чудо ли то, что такую игрушку вырезал русский монах, который невероятным образом оказался на японских островах!

Так и считается, что художественный образ матрешки взят с японской деревянной фигурки. Отечественные мастера вырезали и расписали сувенир, который являл собой образ матери, прародительницы, хранительницы очага. Куколки, вложенные друг в друга – это крепкая семья, надежный род, духовная близость. А в Семенов деревянная куколка попала из Сергиева Посада: фигурка мужчины с бородой вдохновила местного токаря Аверьяна вырезать игрушку, которая уже была близка к традиционной матрешке.

Особенности росписи и техники

Основа семеновской росписи – яркие, выразительные, крупные цветы, венчают которые ягоды рябинки, бантики, точечки и мелкий цветок. Очень часто семеновскую матрешку сравнивают с сергиевской: они похожи, но расписные изделия Семенова более декоративны. Мастера Нижегородчины ориентировались на так называемый травный орнамент Древней Руси.

Для семеновской росписи матрешки характерны:

  • большой объем незакрашенного дерева;
  • фартук куколки, на котором изображены крупные цветы;
  • красный, синий и желтые – цветовые доминанты матрешки, которые должны органично вписаться в оформление сарафана, фартука, платка;
  • асимметрия расположения букета на фартуке с небольшим смещением вправо;
  • токарное решение, в котором матрешка более стройная (в сравнении с сергеевской), с относительно тонким верхом.

До 1953 года семеновские матрешки были в тени сергеевских и загорских, но впервые попав за рубеж, они стали конкурировать с более известными образцами. И конкуренция была выгодной – яркое, колоритное решение семеновской росписи помогало матрешкам повысить покупательский спрос.

Такой выразительной и «сочной» росписи мы обязаны дочери игрушечника Майорова. В первой четверти 20-ого века он привез матрешку-пустышку из Нижнего Новгорода: старшая дочь игрушечника, Любовь, расписала заготовку на свой вкус. Так на фартуке куколки появились пышные цветы. А на ее голове стал красоваться яркий кокошник.

Технику изготовления матрешек простой не назовешь. Заготовка из дерева полая внутри: такое токарное искусство само по себе сложное, да еще не каждая древесина подойдет для изготовления игрушки. Дерево должно звенеть, как говорили мастера-матрешечники. Первой они вырезали самую маленькую фигурку: каждую впоследствии шлифовали, грунтовали и полировали. Только потом на деревянной заготовке появлялась картинка. Краски могли быть разными – акварель, гуашь, акрил, масло.

Современные семеновские матрешки

В образе современной деревянной игрушки, ласково названной матрешкой, сегодня угадываются черты мериновской, хохломской и федосеевской народных росписей. В 1932 году возникла художественная фабрика, которая стала производить изделия народных промыслов. Матрешки, производимые на ОО «ТД Семеновская роспись» разлетаются по разным концам света – в ОЭО, Великобританию, Германию, Францию, Канаду и т.д.

Мастера знаменитой фабрики сделали большим преимуществом акцент на экологически чистом товаре: используется качественное дерево (липа и береза), гуашь, анилин, безопасный сертифицированный лак. Надо отметить, что лак – важнейший элемент матрешки, для семеновской фабрики его изготавливают по спецзаказу. Благодаря этому матрешки из Семенова получают особый блеск, яркую и приятную тактильно текстуру.

В 2017 году здесь открылся Музей матрешки и традиционной игрушки. В музее представлены как традиционные образцы, показывающие, как искусна семеновская роспись, а также буклетная матрешка и сувенирные изделия, новогодняя продукция. Можно здесь купить пенал, авторучку, неваляшку, сувенирную композицию «Теремок» и т.д.

Исторически ценные промыслы, оттачиваемые временем, должны жить не только в архивах и музейных коллекциях. Потому все больше в России открываются детские кружки и студии, направленные на обучение ребят традиционной росписи по дереву. И это весомый вклад в продолжение народных художественных традиций.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Круглолицые и румяные матрешки сейчас считаются символом русской культуры. Многие считают матрешку исконно русским «изобретением», хотя на самом деле за эту красавицу мы должны сказать «спасибо». японцам. Удивительно, правда? Но прообраз матрешки был привезен именно из Японии. И представлял он собой несколько фигурок смешного старичка по имени Фукурума, которые вставлялись одна в другую. И появилась матрешка отнюдь не в древности, а в конце XIX века. Но все это не помешало матрешке стать народной любимицей и традиционным русским сувениром.

Перед Вами поэтапный мастер-класс по росписи матрешки. Сразу скажу, что существуют два вида матрешек: традиционная (расписывается согласно канонам) и авторская (здесь все зависит от полета фантазии мастера). К традиционным можно отнести семеновскую матрешку, майданскую, вятскую, тверскую и сергиевскую. Название матрешки определяется местом ее рождения. И каждой такой матрешке присущи свои особенности росписи.

Когда я расписывала свою матрешку, я придерживалась кое-каких правил росписи, но все же назвать традиционной эту матрешку нельзя, она авторская на 100%.

Материалы и инструменты для росписи матрешки.

  • Деревянная заготовка матрешки (ее можно приобрести в магазинах для рукоделия. В последнее время такого рода магазины стали очень популярны, поэтому, я думаю, что с приобретением заготовки пробелм не возникнет.)
  • Акриловый грунт. Если же грунта у Вас нет, то можно развести с водой клей ПВА, и использовать полученную смесь в качестве грунтовки.
  • Краски для росписи. Я использовала акварельные и акриловые (перламутровые) краски. Скажу сразу: акварелью расписывать матрешку сложно, потому что акварель быстро сохнет, и могут остаться некрасивые разводы. Можно вместо акварели использовать гуашь.
  • Кисти для росписи и для покрытия лаком.
  • Зубочистки. Ими очень удобно рисовать мелкие детали и точки.
  • Лак. Лучше использовать паркетный лак, ПФ-283, ПФ-157 (очень блестящий, но долго сохнет). Акриловый лак не используйте ни в коем случае! Во-первых, от него течет краска, весь труд будет насмарку. Во-вторых, он совсем не блестит, поверхность будет матовой.
  • Ластик и карандаш.
  • Тряпочка.

Как уже писалось выше, нам потребуются заготовки для матрешек. Если заготовки не очень гладкие, необработанные, то можно пройтись по ним мелкой наждачкой.

Покрываем заготовку грунтом. Очень многие мастера говорят, что лицо матрешки не грунтуют, чтобы была видна текстура дерева. Я загрунтовала всю заготовку. От лака дерево темнеет, а мне хотелось, чтобы моя матрешка была белолицей 🙂 Грунт разбавляем водой в пропорции примерно 1:2.

Пока заготовка сохнет, приступаем к разработке эскиза. Чем детальней Вы нарисуете эскиз на этом этапе, тем легче Вам будет работать в дальнейшем.

Для того, чтобы матрешка получилась симметричной, проводим на заготовке вертикальную линию от макушки до пят.

Переносим эскиз на деревянную заготовку. Важно правильно разместить личико матрешки: подбородок должен находиться чуть выше шеи (сужения заготовки).

Переходим к цветовому оформлению матрешки. Начнем с платка. Для того, чтобы платок был с блестками, смешаем золотистую акварель (на рисунке помечена галочкой) и золотистую акриловую краску, разбавив их водой.

Покрываем платок в два слоя: от краев платка к макушке матрешки. Лучше для раскрашивания больших поверхностей (платок, сарафан) использовать мягкие кисти. У меня была старенькая кисть «Пони», которую я обычно использую для клея или лака. Она подошла очень хорошо, было меньше разводов.

Перламутровой белой акриловой краской расрашиваем рукава.

Голубой акварелью придаем объем рукавам. Сначала более темным цветом намечаем границы, затем добавляем воды и слегка размываем краску.

Покрываем фиолетово-розовой краской сарафан матрешки. Опять же лучше использовать мягкую кисть. Затем приступаем к росписи корзинки. Покрываем фон сиеной натуральной, более темной краской рисуем плетение.

Прорисовываем ягодки. Для этой цели лучше использовать зубочистку. Слегка размохрите один из концов, и зубочистка станет тонкой и жесткой кистью.

Акриловой золотистой краской декорируем корзинку:

Продолжаем прорабатывать содержимое корзинки: розовой перламутровой краской обводим контур ягод, добавляем точки золотистой краской.

Используя точечную технику, декорируем сарафан матрешки. Обмакиваем зубочистку в акриловую краску (бронза) и ставим точечки по контуру.

Приступаем к самому ответственному этапу — росписи лица. Прежде всего покроем всю область лица охрой желтой очень сильно разбавленной водой. После того, как краска подсохнет, задаем тон волос.

Прорабатываем волосы: светлой краской рисуем блики, темной обводим контур. Можно сделать несколько мазков акриловой золотистой краской, чтобы придать блеск.

Далее расписываем глаза и губы. Сначала задаем основной цвет.

Затем черной краской рисуем зрачки, реснички и брови. Белой краской добавляем блики на глаза.

В точечной технике оформляем кокошник и серьги.

Низ также оформляем в точечной технике:

Осталось только покрыть лаком, и наша русская красавица готова!

Приятного Вам рукоделия! С наилучшими пожеланиями в творчестве, автор росписной матрешки Анна Лаврентьева.

Данный мастер-класс написан специально для сайта world-hmade.ru, поэтому копировать материал целиком ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

При частичном копировании обязательно размещать ссылку на источник.

Процесс росписи матрёшки (кому интересно можно почитать, а можно просто полистать картинки)

Всем огромный привет! Отдельный привет моим любимым подписчикам. В прошлых постах я просто показывала свои работы и огромное спасибо всем, кто мне написал в комментарии и в контакте — я очень тронута и польщена, что вам понравились мои работы! Ещё раз — спасибо огромное, ребята!

Сегодня я хотела бы показать как я расписываю матрёшки, основные этапы. Очень много вопросов по процессу росписи получила вк.

Самое первое что требуется — это раздобыть деревянную заготовку и притащить её домой. Заготовки, в основном, делают из липы. Древесина мягкая и приятная.

Первый подготовительный этап заготовки — это придание ей максимально гладкой формы посредством абразивной шкурки или, как в моём случае — губки. Губка удобна тем, что упруга, её удобно держать в руках и она немного прогибается и принимает форму заготовки. Шкурю зимой в ванной, чтобы мелкая пыль не летела всюду, а летом на балконе.

Шкурку сначала берем 100, потом 180. Более мелкие я не использую.

Следующий шаг (который я в своей работе игнорирую, но кто-то использует — поэтому рассказываю) — развести слабый раствор ПВА с водой и на 1 слой покрыть заготовки. Затем просушить и ещё разок пройтись шкуркой. Делается это для того, чтобы волокна дерева, которые могут подняться в процессе росписи — поднялись сейчас и Вы их сошкурили. Я так не делаю, по причине того, что краска может лечь не так как мне надо.

Затем карандашный набросок, очень условный.

одновременно я работаю над несколькими наборами, так получается быстрее.

После карандашного наброска я задаю основной тон. Потом прописываю более тёмные места наших деревяшек, просушиваю и рисую глаза.

Вот моё рабочее место полностью) Я работаю в шкафу (без шуток) — это очень удобно. Закрыл дверцы и дома порядок, чистота и уют. И кот кисти не таскает) Открыл и сказочная творческая клоака вновь приветствует тебя!

Потом я увлеклась росписью и забыла подробно сфотографировать, но думаю, что не так это и страшно. Прописываю детали и дорабатываю мелочи. Ах, да! Краски я использую акриловые, абсолютно разных производителей, цветные карандаши, блёстки, линеры и гелевые ручки. Вообще, матрёшки можно расписывать чем угодно и акварелью, и темперой, и гуашью, и карандашами, в общем — всем, что найдёте. Самый первые матрёшки — это те, что Малютинские, расписывали анилиновыми красителями — это краски которые используют для окрашивания тканей, в частности Павловопосадские платки и различные батики.

Семеновские матрёшки до сих пор расписывают анилинами. Брр..историческая часть пошла, что-то я отвлеклась. В общем, когда уже роспись готова насаживаем наши изделия на острые штуки. Я использую стальные спицы, которые для меня заточил муж. Можно вставлять булавки и подвешивать на проволоку, так тоже многие делают (просто у них нет таких крутых спиц, ха-ха-ха).

Лак используется каждым мастером разный, тут я не советчик, кому чем удобнее. Я использую полиуретановый или акрил-полиуретановый паркетный лак. Быстро сохнет, не воняет, разбавляется водой — красота!

Лакирую кистью на 8-15 слоёв, в зависимости от того, сколько лака впитает в себя дерево.

Способов лакирования масса самые основные — это как я — кистью, можно лакировать окуная матрёшку в лак или поливая лаком сверху, тогда слоёв потребуется гораздо меньше, лакировать так быстрее и проще, но расход лака колоссальный, а второй раз его не используешь, а если ждать пока стекут излишки обратно в ведерко, то там тоже плёнка успевает схватиться.

Ну, и после просушки обязательно радуемся результатом!

Мастер-класс «Роспись матрёшки»

Светлана Тявина
Мастер-класс «Роспись матрёшки»

Наверняка данный мастер-класс будет интересен педагогам как детских садов, так и дополнительного образования. Дети любят расписывать игрушки, сделанные своими руками (из глины и папье маше, но в данном случае мы взяли деревянную матрёшку.

Предварительная работа была проведена большая. До этого рассматривали разные виды матрёшек,картинки, читали стихи, слушали песни,расписывали плоскостные изображения.

Сначала подготовили заготовки, а их было две. Ошкурили самой мелкой шкуркой, а место лица матрёшки покрыли с помощью кисти смесью клея ПВА и воды.

Затем нанесли контур платка,фартука,сарафана карандашом. Также рассмотрели образец плоскостного изображения.

Роспись делали гуашевыми красками. Сначала выбрали цвета и расписали фартуки, платки и сарафаны матрёшек.

Даём просохнуть фону сутки.

Затем с помощью ватных палочек нанесли цветы, ягоды, горошинки на платки, сарафаны и фартуки. Обводим края платка и фартука волнистой линией,затем можно приступать и к листочкам. Листики наносим кистью, зелёной гуашью. Делаем «оживку» листочкам чёрным цветом- тонкой кистью проводим по листочкам. Беленькие маленькие точки кистью также оживляют платок.

Расписываем лицо. С помощью ватных палочек рисуем глаза,ротик. На глаза тонкой кистью ставим белые маленькие точки- блики и рисуем брови. Носик-две маленькие точки. Чтобы румянец на лице был естественным, нужно его нанести с помощью раскрошенного карандаша и ватной палочки. Рассмотрим матрёшку. Чтобы удобней было расписывать её настоящие мастера накалывают её дно на шило. Но так как мы этого не делали, то в некоторых местах рисунок росписи может быть смазан. Поправляем и просушиваем несколько часов перед нанесением лака. В завершении нанесли несколько слоёв бесцветным лаком из баллончика- распылителя. Результат нам очень понравился!

Желаем всем успехов в творчестве!

Интегрированная НОД «Роспись сарафана матрёшки» в средней группе Цель. Продолжать знакомить детей с матрёшкой, как видом декоративно – прикладного искусства. Задачи. Образовательная. Продолжать знакомить.

Мастер-класс. Роспись по трафаретам «Салфетка» с пошаговым фото Автор: Дугина Лариса Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №14 «Родничок» г. Алатырь, Чувашской республики. Мастер-класс:.

Мастер-класс для педагогов по точечной росписи «Роспись новогодних шаров» Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству. Цель: расширить знания педагогов через.

Мастер-класс «Городецкая роспись» для старших дошкольников. Часть 2 Родина городецкой росписи — села и деревни на берегах притока Волги речушки Узолы. Крестьяне расписывали прялки и отвозили продавать на.

Мастер-класс «Изготовление варежки-матрёшки» В настоящее время большое внимание уделяют организации развитию творческой театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие.

Мастер-класс «Матрёшки» Игрушка-самоделка является хорошим тренажёром для развития слухового, зрительного, тактильного восприятия ребенка. С её помощью можно научиться.

Мастер-класс на тему «Роспись пряников» Пряник — хорошо известное всем мучное кондитерское изделие, которое любят как взрослые, так и дети. Роспись пряников — увлекательный и творческий.

Мастер-класс по изготовлению тарелочек из бросового материала. Роспись тарелочек мотивом «Гжель» Хочу поделиться идеями изготовления поделок с дошкольниками из бросового материала. Не выбрасывайте использованный пластилин! Посмотрите,.

Мастер-класс по работе с родителями «Городецкая роспись — как её нам не знать» Цель:приобщать детей и родителей к народному творчеству при помощи городецкой росписи;формировать эстетический вкус,расширять фантазийное.

Мастер-класс «Роспись деревянной доски хохломским узором» Для ознакомления детей дошкольного возраста с хохломской росписью я изготовила несколько разделочных досок. И предлагаю вам свой мастер-класс.

Роспись матрешки

Стили Росписи

Сергиевская (Загорская) игрушка

Массовое производство матрешек непосредственно в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки. Прочное место в сюжетах занимали бытовые темы. Мастера живо реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских девчат, вызывала интерес мастеров благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру. Появились образцы изделий, с одной стороны, отвечающие новым требованиям производства и сбыта, а с другой – возвращение к эстетике русского художественного искусства. Промысел возник в Сергиевом Посаде, предположительно в 17 веке и достиг расцвета на рубеже 18 – 19 веков. Таким образом, к моменту появления разъемной матрёшки, история Сергиевского игрушечного промысла уже насчитывала около двух столетий. Тематика деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, близостью Москвы и соседство с Троице-Сергиевой Лаврой, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов.Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения.

Силуэт и стиль росписи матрешки в Сергиевом Посаде менялись с течением времени. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В качестве сюжетов использовались и литературные произведения русских классиков – «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Конек — Горбунок» П.П. Ершова и многие другие. Из всего разнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие получили бытовое, так как они отражали праздники и будни каждого мастера, поэтому были общедоступны и любимы покупателями. Это женихи и невесты с многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы, компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок, и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках.

Загорский (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) стиль росписи матрешки сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто живописной манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный. Стиль росписи матрешки и других игрушек в те годы изменился в результате новой социально – экономической и культурной ситуации в стране.

С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. Наибольшую известность приобрели игрушки из Городца и Федосеева. А город Семенов был известен своими токарными изделиями. Точили в нем деревянную посуду, солонки, погремушки, шары и яблоки. В 1922 году мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке нераскрашенную матрёшку, которую расписала его старшая дочь Любовь. Она расположила в центре ярко-алый цветок, напоминающий ромашку, голову же матрешки она увенчала старинным русским головным убором—кокошником. Постепенно сложился тип росписи, который в отличие от Сергиевской матрёшки более декоративен. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси. Мастера-Семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева. Основой композицией в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным.

В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиевской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый «низ». В 1953 году Семеновские изделия впервые попали за рубеж. Именно с этого времени семеновская матрешка начала соперничать с Загорской, выгодно отличаясь от нее сочным колоритом.

Полховская игрушка

Полховская матрешка заметно отличается формой от Сергиевских и семеновских. Её характеризует многообразие, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок.

Рисунок матрёшек очень лаконичен: лицо более овальное с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, овал заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрешку. Главный элемент Полховских матрёшек – многолепестковый цветок розы, георгинов, колокольчиков, шиповника, возле него располагаю несколько полураскрытых бутонов. Роспись Полховских матрешек строится на сочетании малиново–красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Наиболее типичная роспись – при помощи отдельных мазков, «тычков» и точек.

Вятская игрушка

Матрешки родом из Вятки, отличаются наиболее сложной технологией изготовления. Вятскую матрёшку отличает от остальных прежде всего прорисовка глаз, пышные, выполненные мелкими штрихами ресницы, круглый черный зрачок, слитый с линией нижнего века формируют большие полные доброты глаза. Важной отличительной чертой является плоский рисунок орнамента и цветов, отсутствие мелких деталей в оформлении. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой (наклеивание или врезание соломы в рисунок).

Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами — в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться еще в конце прошлого века как новый способ художественного оформления изделий. Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковным и поволжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной скульптуры, сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание. Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности, помешала также сложность самого процесса инкрустации, требующего больших затрат времени и высокого уровня мастерства.

Мастер-класс «Роспись матрёшки»

Светлана Тявина
Мастер-класс «Роспись матрёшки»

Наверняка данный мастер-класс будет интересен педагогам как детских садов, так и дополнительного образования. Дети любят расписывать игрушки, сделанные своими руками (из глины и папье маше, но в данном случае мы взяли деревянную матрёшку.

Предварительная работа была проведена большая. До этого рассматривали разные виды матрёшек,картинки, читали стихи, слушали песни,расписывали плоскостные изображения.

Сначала подготовили заготовки, а их было две. Ошкурили самой мелкой шкуркой, а место лица матрёшки покрыли с помощью кисти смесью клея ПВА и воды.

Затем нанесли контур платка,фартука,сарафана карандашом. Также рассмотрели образец плоскостного изображения.

Роспись делали гуашевыми красками. Сначала выбрали цвета и расписали фартуки, платки и сарафаны матрёшек.

Даём просохнуть фону сутки.

Затем с помощью ватных палочек нанесли цветы, ягоды, горошинки на платки, сарафаны и фартуки. Обводим края платка и фартука волнистой линией,затем можно приступать и к листочкам. Листики наносим кистью, зелёной гуашью. Делаем «оживку» листочкам чёрным цветом- тонкой кистью проводим по листочкам. Беленькие маленькие точки кистью также оживляют платок.

Расписываем лицо. С помощью ватных палочек рисуем глаза,ротик. На глаза тонкой кистью ставим белые маленькие точки- блики и рисуем брови. Носик-две маленькие точки. Чтобы румянец на лице был естественным, нужно его нанести с помощью раскрошенного карандаша и ватной палочки. Рассмотрим матрёшку. Чтобы удобней было расписывать её настоящие мастера накалывают её дно на шило. Но так как мы этого не делали, то в некоторых местах рисунок росписи может быть смазан. Поправляем и просушиваем несколько часов перед нанесением лака. В завершении нанесли несколько слоёв бесцветным лаком из баллончика- распылителя. Результат нам очень понравился!

Желаем всем успехов в творчестве!

Интегрированная НОД «Роспись сарафана матрёшки» в средней группе Цель. Продолжать знакомить детей с матрёшкой, как видом декоративно – прикладного искусства. Задачи. Образовательная. Продолжать знакомить.

Мастер-класс. Роспись по трафаретам «Салфетка» с пошаговым фото Автор: Дугина Лариса Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №14 «Родничок» г. Алатырь, Чувашской республики. Мастер-класс:.

Мастер-класс для педагогов по точечной росписи «Роспись новогодних шаров» Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству. Цель: расширить знания педагогов через.

Мастер-класс «Городецкая роспись» для старших дошкольников. Часть 2 Родина городецкой росписи — села и деревни на берегах притока Волги речушки Узолы. Крестьяне расписывали прялки и отвозили продавать на.

Мастер-класс «Изготовление варежки-матрёшки» В настоящее время большое внимание уделяют организации развитию творческой театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие.

Мастер-класс «Матрёшки» Игрушка-самоделка является хорошим тренажёром для развития слухового, зрительного, тактильного восприятия ребенка. С её помощью можно научиться.

Мастер-класс на тему «Роспись пряников» Пряник — хорошо известное всем мучное кондитерское изделие, которое любят как взрослые, так и дети. Роспись пряников — увлекательный и творческий.

Мастер-класс по изготовлению тарелочек из бросового материала. Роспись тарелочек мотивом «Гжель» Хочу поделиться идеями изготовления поделок с дошкольниками из бросового материала. Не выбрасывайте использованный пластилин! Посмотрите,.

Мастер-класс по работе с родителями «Городецкая роспись — как её нам не знать» Цель:приобщать детей и родителей к народному творчеству при помощи городецкой росписи;формировать эстетический вкус,расширять фантазийное.

Мастер-класс «Роспись деревянной доски хохломским узором» Для ознакомления детей дошкольного возраста с хохломской росписью я изготовила несколько разделочных досок. И предлагаю вам свой мастер-класс.

Роспись матрешек: поэтапное описание работы, мастер-класс и рекомендации

Кто не знает, что такое матрешка? Эти яркие расписные фигурки из дерева знамениты на весь мир. Эти сувениры имеют характерные черты, присущие русскому народному творчеству. Соблюдая технологию и проявляя аккуратность, роспись матрешки (мастер-класс по выполнению которой представлен в этой статье) можно сделать самостоятельно.

История возникновения

Матрешка издавна стала русской народной традицией, начало которой положил художник Сергей Малютин, убежденный последователь национального колорита и стиля. Кукла, выточенная из цельного дерева, стала самым ярким и узнаваемым символом нашего народа. А все потому, что искусно изображенная женщина в праздничном наряде смогла передать всю глубину русской души и этнографических традиций.

Оригинальная особенность в виде вкладывания одной матрешки в другую была придумана благодаря подсказке в виде японской разъемной игрушки «мудрец Фукурума». На сегодняшний день русская матрешка является всемирно известным сувениром, а набор игрушек, состоящий из 37 кукол, вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

Особенности русской красавицы

Матрешка представляет собой молодую женщину, которую нельзя вообразить без нарядного платочка и румяных щек. Кукла всегда имеет округлую форму.

Красный цвет является преимущественным, с его использованием получается яркая матрешка, роспись по дереву в данном случае (наряд игрушки) не обойдется без этого цвета.

На переднике обязательно должны присутствовать крупные цветы, ведь матрешка является олицетворением не городской, а крестьянской девушки.

И хотя вышеперечисленные особенности делают их похожими друг на друга, будто бы их изготавливают с одного шаблона, однако виды и оттенки используемых красок зависят от отдельного региона и его традиций.

Разновидности

В каждом регионе России матрешек расписывают по-особенному. Существуют отдельные виды всемирно известного сувенира из России. Каждый из них уникален и отличается определенными признаками:

  • Семеновские матрешки характеризуются примитивным стилем, он доступен даже начинающим мастерам, у которых нет художественного образования. Еще один признак семеновской матрешки – это фартук с изображением огромной розы. Для росписи чаще всего используют желтую, красную и синюю краску.
  • Роспись матрешек в тверском стиле отличается своими сюжетами. В данном случае чаще всего изображают исторических персонажей. Также на фартуке могут красоваться пейзажи, цветы или шедевры русской архитектуры.

  • Сергеевский стиль росписи матрешек считается одним из наиболее популярных. Зачастую фигурки имеют множество мелких деталей – это может быть сноп из колосьев, букет цветов или лукошко с ягодами.
  • Вятские матрешки обладают голубыми глазами и застенчивой улыбкой. Фигурки, выполненные в вятском стиле, считаются наиболее востребованными по всему миру. Уникальность изделий заключается в оформлении с использованием натуральной соломы.

Роспись матрешек

Процесс росписи происходит при использовании специальных техник, которые делятся на несколько этапов. Грунтовка, окрашивание и покрытие лаком требуют художественного подхода, поэтому новичку и любителю народного творчества справиться будет не так уж просто.

Подлинно художественный стиль предусматривает прорисовку каждой мелкой детали, вплоть до мимики куклы, от которой зависит выражение лица матрешки. Передать грусть или радость сможет лишь профессиональный художник. Только так роспись матрешек превращается в настоящее произведение искусства, и оно напрямую зависит от художественной подготовки мастера.

Из-за высокого спроса на эти изделия предприятия по изготовлению русских сувениров усиленно работают, повышая темпы производства, а это, к сожалению, негативно влияет на качество изготовляемой продукции.

Роспись матрешек поэтапно

Приступая к работе по росписи матрешки, первым делом необходимо определиться с внешним видом фигурки, выбрать узор и подходящие краски. Начинающим мастерам лучше всего не ставить перед собой сложных целей, изначально можно остановиться на простом незамысловатом рисунке. Нужно изготовить эскиз, желательно сделать проекцию передней и задней части.

Из материалов понадобятся деревянные фигурки, краски (акрил или гуашь), набор кистей, разных по размеру, акриловая грунтовка и лак. Перед началом окрашивания по поверхности фигурки проходятся мелкозернистой наждачной бумагой, все неровности будут сглажены, а части – подогнаны друг под друга. Матрешку не получится раскрасить красиво и аккуратно, если на ней будут даже маленькие неровности. Шероховатости лучше всего замаскировать специальной шпатлевкой для дерева.

После этого с деревянной фигурки нужно стряхнуть пыль и обработать ее грунтовкой. Для этой работы прекрасно подойдет акриловая. Если таковой нет, то можно использовать смесь из клея ПВА и воды (смешивают их примерно в равной пропорции). Ею покрывают внешнюю сторону заготовки.

Когда грунтовка высохнет, не стоит торопиться с красками. Первым делом все узоры необходимо прорисовать простым карандашом. Линии должны быть четкими и жирными. Только после этого шага начинается роспись матрешек красками. Чтобы работа проходила более легко, фигурку закрепляют на подставке с помощью шила или иглы. Покраску начинают с больших участков, а уж затем переходят к более мелким.

Удобнее всего покрыть сначала верхнюю часть матрешки, а затем – нижнюю. Слои должны быть прозрачными, чтобы можно было увидеть разметку, выполненную карандашом. Однако краску следует наносить равномерно и без потеков. Кисточки должны подходить деталям по размеру. Мелкие узоры и блики лучше прорисовывать зубочисткой. Закончив роспись, матрешку оставляют до полного высыхания. В завершение фигурку нужно покрыть лаком (подойдет ПФ-283 или 157).

Советы

Начинающим мастерам не рекомендуют пользоваться акварелью: с ней совладает лишь умелый художник. Краска быстро сохнет, неумело выполненный мазок оставляет некрасивые разводы. Поэтому, если нет достаточной практики в выполнении народных росписей, лучше всего остановить свой выбор на более плотных красках.

Акриловый лак нельзя использовать в качестве финишного покрытия. Краска, нанесенная на поверхность матрешки, потечет, само покрытие получается матовым, а это не придаст матрешке презентабельного вида.

Деревянная заготовка – матрешка под роспись – удивительна, ведь мастер может ее оформить по своему желанию. Это могут быть классические образы в виде румяных дев в ярких платках, однако все может закончиться и оригинальными дизайнерскими экспериментами. Очень важно придумать хорошую идею, а остальному можно научиться.

Русская матрёшка: народный промысел

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.

История появления промысла

(Токарь Василий Петрович Звездочкин, создатель первой русской матрёшки)

Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.

Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.

Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.

Элементы промысла

Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.

(Матрёшечная семья из 8 куколок)

Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.

Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.

(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков)

В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.

Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:

  • загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
  • мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
  • семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
  • полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
  • вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины)

Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.

Техника выполнения

Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. Для выточки берутся только выдержанные и основательно просушенные образцы деревьев.

Вначале мастером вытачивается самая маленькая цельная фигурка. После этого он переходит к следующей по размерам фигурке и изготавливает только нижнюю ее часть. После обработки, этот элемент хорошо высушивается, и только затем проводится подгонка верхней части фигурки. По этой схеме заготавливают все составные части матрёшки.

Высушенные детали в обязательном порядке обрабатываются крахмальным клеем. Он наносится в качестве грунтового слоя и служит основой для росписи. После того как грунтовка основательно просохнет, мастера приступают к росписи матрёшек. Для этого используют гусиные перья, кисти, губки и т. д.

(Роспись готовой матрёшки)

Техники росписи используются на сегодняшний день разные, но традиционные изображения весьма просты, так как изначально кукла предназначалась для игры детям. Мастерами рисуется простое лицо. Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его может дополнять передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрёшку от воздействия влаги и сколов.

История появления русской матрешки

Матрешка – русская раскладная кукла из дерева, внутри которой находятся куколки меньшего размера. Их используют как сувениры и детские развивающие игрушки.

Первая матрешка на Руси

История появления матрешки на Руси началась в конце 19 века. В то время в России бурно развивался русский стиль. В центре внимания находилось народное творчество.

История появления русской матрешки началась в столице, в студии «Детское воспитание», где делали куклы с целью демонстрации одежды населения различных уголков страны. Задачей создания таких игрушек являлась пропаганда отечественной этнографии. Работающий в студии Сергей Малютин, взяв за основу японскую куклу Дарума в виде вложенных друг в друга шарообразных, ярко раскрашенных фигурок мифического старичка, придумал и сделал собственную разъемную куклу. Мастер раскрасил ее как крестьянскую женщину в ярком платке.

Матрешка Малютина держала в руках темного кочета, была одета в вышитую рубаху, сарафан и белый нагрудник, на голове – платок. Внутрь вкладывалось еще 8 фигурок, на которых женские изображения чередовались с мужскими. Последняя была выполнена в виде спеленутого младенца. Первую матрешку мастер раскрасил гуашевой краской. Сейчас это изделие находится в Сергиево-Посадском музее.

Имя кукле дали непроизвольно. В конце 19 века Матреша было самым распространенным женским именем.

Эволюция матрешки до наших дней

В самом начале своего возникновения традиционная матрешка разрисовывалась как женщина в головном плате и цветном сарафане. В последнем десятилетии XIX века студия, где работал Малютин, закрылась, но матрешки продолжали делать в Сергиевом Посаде.

Мировую известность русская игрушка получила в 1900 году на экспозиции в Париже. Ежегодно матрешки выставлялись на ярмарках в Лейпциге, Берлине и Лондоне. Матрешка в те времена была модной. Большой интерес вызывали декоративная роспись и оригинальная форма, которые для того времени были новинкой.

Матрешки тех времен тщательно прорисовывали и выполняли в теплом колорите. Их изготовлением часто занимались иконописцы, используя соответствующие художественные эффекты. В Сергиево-Посадском музее находятся изделия того времени, выполненные в виде семьи бояр, литературных персонажей из произведений Гоголя, исторических личностей. Выпускалось много изделий по мотивам народных сказок и басен.

Куклы стоили очень дорого. Стоимость одного комплекта было около 10 рублей, что по тем деньгам составляло приличную сумму.

Несколько раз мастера пытались отойти от традиционной формы, переходя на изготовление фигурок в виде конуса, но они не находили сбыта, и их производство прекратилось.

Виды матрешек

Постепенно в России сформировалось несколько центров изготовления матрешек. На каждом предприятии мастера старались придать игрушке узнаваемые черты.

История ее появления неразрывно связана со старинными стилями художественных росписей Нижегородской земли. Возникновение Семеновской матрешки приходится на 1929 год, когда в городе Семенов Нижегородской области, открылась артель по выпуску деревянных кукол. В нее входило несколько десятков надомников. На базе артели в 1932 году появилась фабрика «Семеновская роспись», которая работает до сих пор.

Мастера Нижегородской области создали матрешку, расписанную по мотивам хохломской, федосеевской и мериновской живописей. Семеновская кукла рисуется яркой, с черными волосами, платочком на голове. Руки обычно не закрашены. Передник покрыт бордовыми и красными розами, белыми ромашками, синими незабудками. В букете обязательно есть темно-зеленые листья. Низ часто окрашивается в желтый. На предприятии выпускают и авторские куклы с более сложной росписью.

Загорская матрешка — это народный промысел, возникший на территории Сергиева Посада. В середине прошлого века в городе работало множество мастерских. Сейчас традиционную русскую матрешку делает акционерное общество «Художественные изделия и игрушки».

Загорская кукла отличается от остальных упрощенной росписью с использованием красного, желтого, зеленого и синего цветов. Контур лица и одежда обводятся черной линией или выжигаются. Одежда Загорской матрешки довольно скромная, на переднике нарисованы небольшие цветы, без мелких деталей. Цвет волос у девушек в основном светлый, но могут быть и брюнетки. Руки опущены вниз или согнуты – тогда кукла держит в руках балалайку, корзинку с фруктами, какое-нибудь домашнее животное или петуха.

При выполнении тверской куклы используют роспись под хохлому золотыми красками. Древнерусские девушки изображены в праздничных одеяниях с украшениями и золочеными головными уборами. Платок – красный, передник – черный с крупными розовыми цветами в окружении зеленых листьев.

Красно-черное сочетание – узнаваемая особенность тверских матрешек. Многие считают их самыми красивыми. Благодаря тщательной токарной работе и особенностям окрашивания эти куколки светятся, как крашеное пасхальное яйцо.

Изделия из Полхов-Майдана Нижегородской области изготавливаются с двадцатых годов прошлого века. Это яркие и праздничные куклы особой формы – сильно вытянутые в длину, с небольшой головой. Дерево раскрашивается анилиновыми красками синего, зеленого, красного и желтого цветов. Руки куклы опущены вниз или держат поднос с караваем.

Похожи на Полхов-Майданскую матрешку изделия из соседнего села, известные как Крутицкие матрешки. При их отделке наряду с анилиновыми красками используют масляные, под которые создана особая техника. По форме Крутицкие куклы высокие, стройные, статные. Их одежда богато расписана крупными яркими цветами.

Вятская

В Вятке делают самые северные матрешки. Они, как и девушки-северянки, имеют светлые волосы и голубые глаза. Выражение лица у куклы мягкое, улыбающееся, милое и приветливое.

Промысел появился в тридцатых годах прошлого века, полностью сформировался в шестидесятые. Изделия расписывают анилиновыми красками и инкрустируют соломкой, что является отличительной чертой вятской матрешки. Окрашенную и инкрустированную куклу покрывают лаком.

Платок и сарафан у вятской матрешки белый или светло-желтый. Одежда украшена рисунком из красных маков и голубых незабудок. В руках часто находится какой-либо предмет – обычно букет полевых цветов или поднос с караваем.

Матрешки в наше время

Сейчас в магазинах можно встретить кукол, расписанных как сказочные персонажи, семьи. Современные матрешки преимущественно авторские. Мастера часто обращаются к сказочной, литературной, исторической темам. Изобретение последнего времени – портретные матрешки, расписанные под известных персон.

Минимальное количество кукол – 3. Эксклюзивные матрешки могут вмещать в себя до 50 вкладышей. Самые популярные – 5 и 7 предметные изделия.

История возникновения матрешки для детей началась чуть более 100 лет назад, но за этот небольшой срок игрушка практически не изменилась. Яркая, праздничная, она стала одним из символов России.

Как раскрасить матрешку?

Роспись матрешки — занимательное занятие — раскрывает художественные способности и склонность к творчеству, чувство вкуса, гармонии, учит работать с цветом.

Професиональному художнику ничего не стоит расписать матрешку из 3-х или 5 кукол. Если роспись простая, состоит из цветочного орнамента, то она отнимает у мастера от 30 минут до нескольких часов.

Тщательная прорисовка, детальная требует больше времени и предварительной подготовки. Если Вы планируете раскрашивать матрешку вместе с ребенком, мы рекомендуем приступать к этому занятию поэтапно.

Какую заготовку матрешки купить?

Для ребенка подойдет небольшая 3-5 места, высотой до 15 см. Самый популярный вид заготовок — 5 местная матрешка высотой 17 см.

Какими красками раскрашивают матрешки?

Самыми разными. Профессиональные мастера используют масляные краски. Иногда дизайн разрабатывается под определенный вид красок — акриловые, акварель, гуашь

Какие кисти использовать?

В идеале нужно иметь разные кисти — тонкие, большие, густые для широких мазков.

Не знаете какие выбрать?

Покупайте набор. Но для начала, если вы матрешку будет раскрашивать маленький ребенок достаточно иметь две или три кисти — большую, плоскую для крупных мазков и нанесения фона и тоненькую — для прописи орнамента или сказочных персонажей.

Этапы раскрашивания матрешки:

1. Нанесите на заготовку контур в карандаше. Чем детальнее будет нанесен эскиз, тем проще будет расписывать игрушку. В нашем магазине Вы можете купить заготовку матрешки уже с нанесенным контуром.

2. Можно загрунтовать поверхность матрешки, например, покрыть белой акриловой краской или разведенным клеем ПВА. Некоторые мастера грунтуют поверхность крахмалом — разводят в воде и нагревают до кипения, постоянно помешивая. Когда крахмал доведен до состояния жидкого киселя и нанести рукой.

Зачем грунтуют деревянную поверхность?

Чтобы заполнить поры древесины и краска не расползалась неровными пятнами. Но если Вы просто хотите попробовать что-нибудь расписать или занять ребенка — можно пропустить этот пункт.

3. Если вы загрунтовали матрешку — слегка пошкурьте, форма готова!

4. Берете любые краски, подготовьте палитру, воду, кисточки. Если расписывает матрешку ребенок, проговорите с ним — какой узор он будет рисовать или какую сказку изобразит. Какие красики и цвета он будет использовать и почему. Рекомендуем пробовать сочетание оттенков на бумаге.

5. Когда матрешка готова, вы можете просто оставить игрушку раскрашенной, она и так красива. Но можно и защитить краски и цвета от внешних повреждений, как это сделать. Покрыть масляным лаком, покрывать следует щетинной кисточкой.

Есть вариант вощение деревянной поверхности — это безопасный и экологичный тип покрытия матрешек. Предварительно нужно пропитать поверхность мятной смесью — 100 грамм листьев мяты заливаются 0,5 литра растительного масла и ставятся на 2 недели в темное место.

После этого смесь наносится на деревянную поверхность, а затем, покрывают восковой мастикой.

Ссылка на основную публикацию