Роспись по шелку

Секреты росписи по шелку, плюс советы для начинающих

Рисовать на ткани решаются те, кто любит тонкую работу и творчество с множеством деталей, цветовых акцентов и демонстрацией далеко не примитивных навыков. Роспись по шелку – это настоящее искусство, техника с множеством принципов и правил, но при этом благодарное занятие. Продукт творчества может стать изюминкой вашего гардероба, а успехи в росписи нередко делают из скромного новичка настоящего художника.

Историческая справка

Слово батик (batik) известно всем, кто когда-то восхитился удивительными работами в технике росписи по шелку. Благодарить за появление такого тончайшего художественного направления стоит индонезийцев, на острове Ява зародилось это искусство. Переводится оно как «капля воска», так как изначально именно воск наносили умельцы на те места, которые не должна была затрагивать краска.

Хотя, если выдерживать историческую справедливость, индонезийцы не придумали роспись по шелку – батиком они ее назвали и это название закрепилось. Но все же подобная техника тысячи лет назад процветала еще в Китайской империи. Правда, со временем она перестала активно развиваться, могла быть утеряна. А жители острова Ява из старинной техники сделали нечто новое, художественно переосмыслили и технически отточили.

В Индии и Японии расписной шелковый декор тоже оказался востребованным – рисование на ткани технически было родственным в разных странах, а вот изображения и узоры диктовали народные традиции, символика, колорит.

Техника росписи по шелку

Почему именно шелк? Это идеальная ткань, прекрасно принимающая краски, придающая им блеск, создающая удивительные цветовые переливы. Ручной труд, хороший материал, яркие композиции, и перед вами живая, будто бы дышащая роспись. Даже роспись по шелку для начинающих – сложный урок, требующий теоретического понимания техники, выдержанности всех правил и принципов.

Для работы в этой технике нужны:

  • краски по ткани, которые сначала проверяются на образце;
  • кисти (и специальные тоже, с резервуаром для воды);
  • ватные либо поролоновые тампоны;
  • палитра, салфетка для протирания кисточек;
  • емкость для воды;
  • соль, спирт, цветные контуры;
  • фен для просушки.

Начинать писать картины в этой технике стоит тем, у кого уверенный рисунок на обычной бумаге, неплохая школа за плечами (хорошая художественная подготовка).

Холодный и горячий батик

Холодный батик – это безвосковое рисование на ткани. На будущее изделие мастер наносит изображение, на контуры – резерв-состав, который не дает краске выходит за нужные пределы. Резерв наносят специальной трубочкой. После высыхания резерва, ткань расписывают жидкими красками. Так вы можете вручную расписать шелк и получить эксклюзивный палантин или платок.

В следующем видео можно посмотреть процес приготовления к росписи и саму роспись по шелку-батик.

Горячий батик отличается нанесением горячего воска, который и разграничивает зоны для росписи. Только когда он высыхает, изделие красят. Если ткань закрепить на подрамнике, можете сделать шикарный пейзаж на шелке. Роспись по шелку – картины, предметы гардероба, все в равной степени популярно и многие художники делают подобные изделия на заказ.

Узелковый батик

На ткани мастер завязывает узлы, перекручивает материл, что создает впоследствии интересные узоры и разводы. Именно узлы помогают резервировать определенные фрагменты ткани. Сначала новичок скручивает их по шаблону, затем экспериментирует.

В этом деле важен опыт, потому что изначально трудно сказать, какой узор получится, но в процессе постижения ремесла художник уже четко видит будущую работу еще на этапе завязывания узлов.

Практические советы начинающим

Есть такие художественные направления, где концентрация, усидчивость, многократное повторение особенно важны. Роспись по шелку можно сравнить с каллиграфией, где одна неровная буква портит общее впечатление.

Чтобы давать свой мастер-класс, нужен не просто набор спецсредств, нужен приличный опыт и четкое понимание деталей процесса. Купите книгу, автор которой Конча Моргадес «Роспись по шелку для начинающих», сделайте ее своим настольным изданием. Попробуйте разные техники, материалы, способы, и тогда изысканное искусство художественной росписи покорится и вам. И не забывайте – теорию нужно вовремя подкреплять практикой, благо пошаговые МК тому способствуют.

Мастер-класс: роспись по шелку

Если вы новичок, ищите МК для начинающих, иначе запутаетесь в деталях, которые признанные мастера могут опустить в своем изложении хода работы.

  • шелк;
  • рама для ткани + 4 кнопки;
  • контур-резерв;
  • фантомный маркер или карандаш;
  • краски по шелку, 5 цветов;
  • декоративная соль;
  • круглая синтетическая кисть № 3,4.

Сделайте эскиз будущего изображения на обычной бумаге. Лучше использовать фломастеры или маркеры, чтобы контур рисунка хорошо просматривался под шелком. Нанесите ткань на раму, закрепите.
Далее действуйте так:

    1. Под тканью поместите рисунок, он должен хорошо просвечивать. Шелк натягивать нужно туго, складок быть не должно.

    2. Рисунок нужно обвести специальным фантомным маркером. Он либо сам смоется через сутки, либо легко удалится водной краской в ходе росписи.

    3. На границы рисунка нанесите резервирующий контур. Он должен лежать на ткани непрерывной линией, ведь его функция – не дать краскам растекаться, ограничить это. Наносить контур следует слева направо.

    4. С помощью контура нужно нарисовать лаконичную рамку для изображения.
    5. Через полтора часа контур подсохнет, на шелк можно наносить краски. Не забывайте пользоваться палитрой, как если бы работали с акварелью. Если краска растекается, значит, вы неаккуратно нанесли контур (в таком случае следует уменьшить количество краски на кисти). Удалить аккуратно растекшуюся краску можно водой и ватной палочкой.

    6. После того, как раскрасили элементы рисунка, пора приступать к зарисовке фона. Чтобы декоративно усовершенствовать работу, нанесите на ткань специальную соль.

После того, как шелк раскрашен, не осталось пустых мест, работу можно считать готовой. Теперь ткани нужно дать высохнуть, снять с рабочего подрамника, прогладить ткань утюгом (очень деликатно), и подумать, как лучше обрамить картину.

В следующем видео представлен мастер клас по свободной розписи по шелку.

Особенность батика в том, что нарисовали вы примитивную розу или фантазийный узор, если сам рисунок лаконичен и четок, а работа с краской прошла без ошибок, даже максимально простые композиции будут выглядеть ярко. Попробуйте познакомиться с росписью по шелку, выполняя несложный мастер-класс. Когда первая проба будет завершена, захочется совершенствоваться, браться за сложные проекты.

Если батик из хобби перерастет в ремесло, способ заработка, навыки следует развивать. Придется изучить законы текстильной графики, практиковаться в принятии тоновых, цветовых, графических решений.

Композицию художники выстраивают в соответствии с принципами целостности восприятия, цветов и контрастов форм, выразительности объемов и линий. Движение и покой, статичность и динамику, свежесть и зной, теплое и холодное настроение – это задает работе художник росписи по ткани. Почва для творчества самая плодотворная!

Можно ли «с нуля» освоить древнее искусство росписи по шелку — батика? Советы экспертов

Этому искусству уже полторы тысячи лет. Роспись по шелку зародилась в странах Азии и Ближнего Востока, как ценное украшение императорского двора. Сегодня же батик, как называют свои изделия художники по тканям, популярен во всем мире и его используют и модельеры, и дизайнеры интерьеров. В нашей стране тоже есть такие мастера, и они создали целое направление — «русский батик».

Расписное платье Ольга полностью создает сама. Придумала фасон, сделала эскиз, и даже ткань — ее работа. Белое полотно покрыла краской, нанесла узор горячим воском, еще слой краски — уже более темным тоном. Когда воск расплавится под утюгом, на ткани останутся светлые линии. Это и будет тот узор, который придаст ткани неповторимый характер.

Ольга Рахалина: «Покрытий может быть до десяти, иногда больше. Но это в редких случаях. Потому что ткань имеет свойство впитывать столько краски, сколько возможно. И если начинаешь больше покрывать, то она просто сойдет потом после стирки. Просто не будет того эффекта, который нужен».

Расписывать ткань красками начали на Востоке много веков назад. Украшали, в основном, одежду, причем простыми рисунками и орнаментами. Когда это искусство появилось в России, оно приобрело совершенно иной смысл. Наши мастера для каждой работы придумывают свою сюжетную линию. Именно поэтому в последствие появился даже особый термин — русский батик.

Надя Быкова расписывать ткань учится уже не первый год. Говорит, самая простая техника — холодный батик. Контуры изображения наносятся на сухую ткань специальным составом — резиновым клеем, а потом, как в детских раскрасках, каждая часть заполняется своим цветом. Единственное условие — контуры должны быть замкнутые, иначе рисунок получится расплывчатым.

Надежда Быкова: «Анилиновые красители — это химический состав. Они пропитывают ткань полностью. А акриловые ложатся сверху, застывая резиновой пленочкой».

Создать фактуру помогут спецэффекты. К примеру, чтобы рисованные мох, камни или шишки выглядели более естественно, пропитанную краской ткань посыпают солью, а для изображения крупных пузырей или бликов от солнца лучше использовать мочевину.

Юлия Лындина: «Мочевина разгоняет, то есть, разъедает краситель, и появляются более яркие эффекты. А соль впитывает в себя воду вместе с красителями, и получается, что соль сама мельче, чем мочевина. Эффект получается мелкий, менее заметный».

Елена Ширяева соль не использует. Ее инструмент — широкие кисти. Она создает флаги, а значит, поверхность должна быть выкрашена максимально ровно и гладко.

Елена Ширяева: «На каждой ткани краска ложится по-разному. НА хлопчатобумажную ткань хуже краска ложится. Если бы это был натуральный шелк, там бы все само собой растекалось. Быстро, красиво».

Подкладочный шелк тоже хорошо держит краску, уверена Ольга Топоркова. Она расписывает игрушки для самых маленьких, поэтому каждая деталь должна быть яркой и четкой. Голова и туловище рисуются вместе, уши и лапы пришиваются отдельно.

Самое сложное, уверена Ольга, передать мимику персонажа. Одна неправильная линия может изменить настроение игрушки на прямо противоположное. Зато никаких ограничений в раскраске одежды. Ведь в сказках Мишки бывают и моряками.

Ольга Топоркова: «Вообще, лучше, конечно, оставлять краску сохнуть в естественных условиях. Но иногда можно и поторопить феном».

Самый важный этап — закрепление краски. Ткань нужно зафиксировать паром или просто прогладить утюгом. Тогда игрушка останется яркой и будет радовать детей и взрослых еще долгие годы.

Гость в студии – художник, преподаватель по батику Мария Зозуля.

Ведущая: С чего начать тем, кто решил с помощью шелка и красок создавать картины, наряды и даже забавные игрушки? Об этом расскажет художник, преподаватель по батику Мария Зозуля.

Итак, скажите, какие техники батика существуют?

Гость: Техники есть горячие и холодные. Иногда техники можно смешивать, и горячие, и холодные, в некоторых картинах используются смешанные техники горячего и холодного батика. И также в некоторых местах вообще бесконтурная техника, просто роспись по шелку с использованием загустителя.

Существует техника холодного батика. С помощью стеклянной трубочки наносится резервирующий состав, чтобы предохранить перетекание краски за контур. То есть, в каждом кусочке — какой-то конкретный цвет. Также можно нанести горячий расплавленный воск, зачерпывается и наносится на шелк, а потом убирается с помощью газеты и утюга. Прокладывается газета внизу и сверху и проглаживается утюгом.

Краски наносятся с помощью кисточек. Большие фоны с помощью кисточки побольше, а более маленькие участки — с помощью маленьких кистей наносятся.

Ведущая: Это обычные живописные кисти?

Гость: Да, обычные живописные.

Ведущая: А сами краски? Это какие-то специальные красители для ткани?

Гость: Это специальные акриловые краски. Более популярны те краски, которые фиксируются утюгом.

Ведущая: Если нет никаких импортных красителей, специальных красителей, можно использовать какие-то подручные средства? Например, мы знаем знаменитый рецепт — это чай, кофе… Эти вещества окрашивают ткань?

Гость: Поэкспериментировать-то можно, конечно с чем угодно, если очень хочется, то можно. Можно даже и из кофе и не на шёлке, на любой ткани.

Ведущая: Что еще нужно приобрести для того, чтобы создать такие шедевры?

Гость: Можно использовать разный шелк, жатый шелк, шифон, эксцельсиор, атлас, жаккардовый — различные шелка. Рама, кнопки для натяжения, салфетки для промокания, пульверизатор-брызгалка, обязательно нужно побрызгать, калька с рисунком. Рисунок можно наносить сразу же, прикрепив булавками кальку с рисунком с той стороны, он будет просвечивать, и можно сразу же наносить разными контурами, любым каким-то цветным или прозрачным. То есть, можно сразу наносить, подождать, пока высохнет и расписывать.

Ведущий: Для тех, кто только начинает осваивать это искусство, если во время творчества вдруг какая-то ошибка, появилось какое-то пятно на ткани, можно быстро исправить ошибку?

Гость: Художники говорят — дефекты превратить в эффекты. Когда что-то такое происходит, нужно просто из этого кусочка придумать что-то другое, добавить какую-то дополнительную деталь и сделать какой-то интересный эффект, потому что здесь так же, как в акварельной технике, невозможно это уже убрать, как правило.

Ведущая: Если изделие готово, рисунок нанесен, все краски совпадают и все устраивает, как это все нужно закрепить?

Гость: Закрепить утюгом, как правило, с другой стороны, не с лицевой, с по три минуты на каждом участке подержать, и все. И можно ее стирать, носить, если это одежда, если это платок. Ничего никуда не денется, не потечет.

Для росписи лучше использовать шелк. Однако если у вас нет этого материала, подойдет и хлопок. Главное, чтобы он был натуральный: на ткань, которая содержит искусственные волокна, как правило, плохо ложится краска.

Закрепить рисунок можно с помощью утюга: проведите им несколько раз по готовому изделию. Если же вы не уверены, что ткань выдержит эту процедуру, есть другой способ: положите материал на лист бумаги и подержите его пару минут над паром.

Чтобы ткань не собиралась складками во время работы, закрепите ее с помощью обычных пялец. Только будьте осторожны: на шелке легко образуются дырочки и зацепки.

Если вы случайно поставили на ткань пятно, попытайтесь использовать его как элемент нового узора. Или же просто нанесите на него слой более темной краски.

И последнее — стирать такие изделия нужно в теплой воде с добавлением уксуса. Но не выжимайте ткань, заверните ее в махровое полотенце, а спустя несколько минут выньте, расправьте и оставьте высыхать.

Роспись по шелку «Анютины глазки»

Всем, доброго дня!

Данный мастер класс расчитан на новичков и любителей. Это мой дебют в качестве показательного мастер класса, коментарии приветствуются.

С Уважением, Татьяна.

Используемые материалы:

1. Контурный резерв Deka, серебрянный.

2. Краски для шелка Deka (90, 39, 41, 32, 49, 51, 43, 87, 81, 76, 25, 71, 73, 74, 02)

3. Кисти колонок круглые №0, №7, №20, колонок кошачая №4.

5. Рамка для батика

6. Палитра (очень удобно использовать емкость для заморозки льда с крышкой)

Подготавливаем:

1. Распечатанный шаблон (в данном случае формат А3)

2. Выкраску палитры цветов, для удобства подбора красок.

3. Натягиваем шелк на раму, если у Вас пока нет рамы, можно использовать водопроводные трубы, достаточно бюджетно и не хлопотно. (пример ниже)

Непостредственно сам шаблон. Если Вам потребуется данный шаблон в натуральную величину, пишите в личку, я Вам его вышлю)

Вот такой нехитрый способ заменить рамку для батика. Шелк крепится при помощи скотча и партновских булавок.

Переносим рисунок на шелк при помощи карандаша. ВНИМАНИЕ! Если Вы используете в работе прозрачный резервирующий контур, то карандашный рисунок будет просвечивать, рекомендуется перенести изображение смываемым маркером для ткани. Далее наносим резервирующий контур. Контур на водной основе следует наносить толстым слоем, как бы выдавливая колбаску. При необходимости можно пройтись с изнаночной стороны.

Что бы рука не уставала на весу, можно подложить опору в виде балки на края рамки, тем самым Вы упростите свой труд.

После высыхания резерва, проверяем рисунок водой. Хорошо посмотреть на свет, если есть пропуски и подтеки исправляем с изнаночной строны.

Начинаем с зелени. Разбавленный водой цвет №73. Кисть колонок круглая № 7. Для живописности смачиваем чистой водой элемент росписи, далее постепенно вводим цвет. Такая техника обеспечит плавные переходы.

Далее цвет № 74 и №71. Кисть колонок кошачья №4. Рисуем полутона, Для плавного перехода, пользуемся водой, для четких линий наносим краску по сухому шелку. форма кисти обеспечит живописные мазки.

Цвет № 74 + №90. Кисть колонок кошачья №4. Рисуем тень, техника та же.

Цвет № 39 + вода Кисть колонок круглая №7

Цвет № 41 + №32 Кисть колонок кошачая №4. Полутона..

Цвет № 39, №90 + №39 Кисть колонок круглая №0 Тени..

Цвет №87 — фон Кисть колонок круглая №7 Цвет № 43, №51 — полутона Кисть колонок круглая №7 Цвет № 49 — тень Кисть колонок круглая №0

Цвет №76 — фон Кисть колонок круглая №7 Цвет № 02, №25 — полутона Кисть колонок круглая №7 Цвет № 81 — тень Кисть колонок круглая №0

Завершаем работу Цвета №43, № 51, №39, №32 Кисть колонок кошачья №4

Кистью колонок №20 смачиваем весь фон изделия. Далее используя все цвета, проходимся по краю рисунка кистью колонок №7, аккуратно растушевывая цвет в цвет и сводя на нет. Обязательно смачиваем высохшею поверхность, во избежании подтеков

Высохший рисунок, снимаем с рамы. Закрепляем краски, при помощи утюга 3 мин. Ситираем, проглаживаем во влажном состоянии. Подшиваем края. Изделие готово!

Магия красоты: роспись по шелку

Роспись по шелку – это древнее и захватывающе красивое искусство. Огромный выбор различных красок, пигментов и контуров помогает создавать великолепные произведения в самых разных стилях. Мягкость струящейся ткани, изумительные переливы цветов – этот вид рукоделия не может не захватывать. Он дает возможность собственными руками создавать уникальные и неповторимые ткани. Их можно использовать не только в декоративных целях, но и для создания авторских изделий. Это может быть элегантная открытка, художественное панно и даже восхитительный эксклюзивный шарф. Все эти вещи принесут радость и самому их создателю, и тому, для кого они предназначались.

Эта техника, как вид прикладного искусства, имеет текстильную стилистику. Ее великолепным образцом является традиционный азербайджанский платок ручной работы, который изготавливается по старинной технологии. Изделия, в основном, создаются путем нанесения линий резерва на ткань, которые являются ограничителями для красителей. Роспись по шелку, ткани – батик, является тем направлением, которое позволяет создавать широкие узорные линии, оставляя часть ткани не окрашенной.

Для современных и традиционных техник росписи по шелку свойственно сочетание цветовых пятен, линий, орнаментов и декоративной живописи. Чаще всего текстильная графика имеет плоскостной характер, причем на ней отсутствуют как передний, так и задний план. Вообще же, существует целый ряд декоративных техник росписи по шелку, каждая из которых имеет свои традиции.

Оборудование и материалы

Обычно, посмотрев великолепные работы мастеров, многие загораются желанием попробовать свои силы в этом деле и заняться росписью по шелку. Такие энтузиасты интересуются тем, что нужно для росписи по шелку. Для этой техники существует множество приспособлений, но ею можно начать заниматься, даже имея только самое необходимое оборудование.

Легкий эпонж – великолепный материал для начинающих художников. Эта ткань хорошо подходит для тренировочных упражнений и пробников, а также для изготовления праздничных открыток, шарфов и картин. В процессе работы, по мере приобретения опыта, можно пробовать работать с другими видами шелковых тканей.

  • Красители и краски для шелка
  • Контурные смеси и гутта

Нанесение линий, служащих при росписи по шелку барьером от растекания красок по ткани, является обязательным элементом этой технологии. Барьерные линии наносятся при помощи гутты и других контурных составов.

  • Тонкие металлические насадки

Существуют специальные металлические насадки, которые можно прикрепить на носик аппликатора для регулирования толщины контура. Выпускаются насадки диаметром 0,3–1,0 мм.

Для изменения способа растекания краски к красителю для шелка добавляются специальные загустители.

Он наносится на ткань для того, чтобы изменить способность шелка впитывать краситель.

Их используют для получения эффектных узоров, основанных на изменении фактуры рисунка.

Для удобства росписи шелк натягивают на раму, которая способствует правильному и равномерному распределению красителей. Более эффективными являются специальные раздвижные рамы разных конструкций.

К ним относятся кошки-крючки для натяжения шелка на раме, формы для колеров, плоские и круглые кисти разных размеров, трубочки для нанесения резерва и др.

Основные приемы росписи

Практически все виды росписи по шелку выполняются на ткани, натянутой на раму. Первым и одним из основных этапов является создание контурной линии. Она наносится резервирующим составом, который создает преграду и не дает краске растекаться. Для получения аккуратной контурной линии нужен определенный навык, который приходит с опытом. Рисунок можно наносить при помощи шаблона или непосредственно от руки. Это, конечно, сложнее, но зато дает определенную свободу фантазии, потому что вы сможете таким способом проявить свою индивидуальность.

Для создания весьма интересных росписей можно применять поэтапное нанесение контура бесцветным резервом. Для этого используют линию резерва, которая необходима для управления распределения красителей и для очерчивания контура рисунка. При работе таким способом линии менее заметны, что приводит к созданию менее шаблонного и более мягкого изображения.

При поэтапном нанесении контуров декоративная роль линии сведена к минимуму. Но можно создавать уникальные узоры, используя невидимые линии резерва. С помощью гутты, воска или водорастворимого резерва вы можете нанести необходимый рисунок, а затем, после его окрашивания, удалить полностью контуры с законченного изделия. Для получения четких геометрических рисунков или бордюров следует научиться наносить прямые линии. Их после определенной практики можно нарисовать от руки. Для начала же тренироваться можно, положив длинную линейку на два брусочка.

Используя загустители для красок, рисунок на ткань можно наносить с помощью штампов и печатей. Начинающие мастера такие вспомогательные средства могут приобрести в специальном магазине, где есть достаточно большой выбор готовых изделий с самыми разнообразными оттисками. Опытные мастера, создающие уникальные узоры, изготавливают штампы самостоятельно или на заказ.

  • Роспись «мокрым по мокрому» для создания эффекта акварели

При использовании этой техники происходит свободное перетекание цвета. В момент, когда растекание краски по ткани прекращается, образуется декоративный слой, который называют «затеком». Если расположить водяные затеки в определенных местах, их можно сделать частью рисунка. Особенно красиво они смотрятся в пейзажах, где изображаются деревья, горы. В растительных мотивах с помощью декоративных затеков можно создать очертания цветочных лепестков и прожилки листьев. Это достаточно сложная техника, потому что надо уметь управлять движением красителей.

  • Работа с использованием эффектарных солей

Сухая соль обладает способностью впитывать краску или жидкий краситель, позволяя создавать удивительные «морозные» узоры. Размер узорных цветовых пятен можно регулировать, используя гранулы и кристаллы соли различного размера. С помощью столовой соли можно сделать совсем мелкие точки, а использование хозяйственной и специальной эффектарной соли для батика помогает получить более крупный рисунок.

Соль при работе в этой технике рассыпается по шелку, пока краски еще влажные. Соль не сможет впитать краситель и образовать рисунок, если ткань уже подсохла. В этом случае вместо впечатляющих текучих разводов получится узор из мелких звездочек. Необыкновенный рисунок образуется, если вокруг каждого кристалла соли остается своя зона действия.

  • Использование грунтовочных составов

Загустительные составы изменяют способность красителя свободно растекаться по ткани. Но можно изменить и впитывающую способность самой ткани. После обработки шелка специальным составом, который препятствует впитыванию жидкости, краски легко наносятся на материал даже без применения резервов.

Грунтовочные составы бывают прозрачные или белые. Они наносятся как на всю ткань целиком, так и на какой-то определенный участок. Когда грунтовочный состав высыхает, шелк ведет себя, как плотная, сухая бумага, удерживая красители там, куда их наносят. При работе можно придерживаться контуров подложенного под ткань образца или эффективно творить, следуя собственной фантазии. Нанесение грунтовочных смесей придает шелку некоторую жесткость, поэтому такие изделия используют там, где мягкость и дрпируемость не очень важны, например, в панно, открытках, чехлах для подушек.

  • Создание узоров из водяных разводов

Для создания самых эффектных затеков используют последовательное нанесение на сухие участки росписи слоев парозакрепляемых красителей, спирта, воды или растворяющих средств. Каждое последующее нанесение красителя или других жидкостей отталкивает предыдущие слои краски, создавая так называемые «морщинистые края». Если последующий слой наносится, когда ткань еще влажная, эффект, получаемый от затеков, смягчается. В этом случае на ткани проявляется узор из более светлых линий или элегантные кольца.

Здесь вкратце были перечислены основные приемы росписи по шелку, с помощью которых можно создавать великолепные высокохудожественные изделия для украшения интерьера своего дома и эксклюзивные модные аксессуары для собственного гардероба. Если вы решите всерьез заняться этим увлекательным делом, то узнаете и другие дополнительные приемы, где вы сможете работать не только с гладким шелком, но и с шелковым бархатом. А пока вам стоит освоить основы мастерства. И поверьте, роспись по шелку доставит вам истинное творческое наслаждение!

Роспись по шелку

Знакомство с искусством росписи по шелку: основные виды техник, химические составляющие красок, вспомогательные приспособления.

В банальном утверждении о том, что беременность — особый период в жизни женщины, несомненно, есть изрядная доля истины. И дело не только в физиологических изменениях: часто будущая мама обнаруживает у себя совершенно новые, неведомые ей самой таланты и потребность в творчестве. Да и свободного времени после ухода в декретный отпуск становится значительно больше. В результате кто-то начинает рисовать, кто-то — петь, кто-то — заниматься дизайном, с энтузиазмом меняя облик собственной квартиры. Наша рубрика поможет читательницам «9 Месяцев» полнее реализовать тот творческий потенциал, который заложен в их нынешнем состоянии.

Роспись по шелку — одно из самых древних ремесел, до сегодняшнего дня пользующееся успехом благодаря тому, что это творческое занятие посильно любому и с его помощью можно максимально реализовать свои творческие устремления. Здесь нет ограничивающих законов, кроме технологических, нет особых материальных затрат, зато эта благодарная работа, где каждый промах кисти можно превратить в новую интересную деталь неповторимого рисунка. Расписанный шелк можно вставить в рамку или паспарту — тогда комнату украсит необычная картина, можно создать неповторимый шарф, платок или палантин, парео.

Можно сделать ширму с шелковыми вставками, занавеску или расписать шелковую блузку или ее деталь. Так что возможности неограниченны.

Итак, что для этого потребуется?

Натуральный шелк — любого вида: крепдешин, шифон, креп-сатин. При сегодняшнем разнообразии тканей в магазинах можно выбрать его на любой вкус. Желательно начинать с шелка средней плотности — именно его расписывать легче и краска ложится ровнее.

Краски и другие химические составляющие. Одни краски могут разводиться водой, другие — спиртом. Кроме красок в наборе с ними обязательно должен быть контурный состав, предназначенный именно для этой краски (с помощью специального флакончика с пипеткой им прорисовывают контуры), разбавитель контурного состава (с помощью него можно сделать контурный состав, соответствующий выбранной ткани), аппликатор для красок (он поможет плавно высветлить участки ткани), дистиллированная вода (а не из-под крана!) или спирт для разбавления красок.

Вспомогательные приспособлены — палитра и пипетки для смешивания красок, алюминиевая фольга и калька (для заворачивания раскрашенной ткани при закреплении красок), рамка и булавки для натягивания ткани, бумажная клейкая лента (ее приклеивают на раму, чтобы не испачкать ее краской), натуральные кисти разных размеров, пульверизатор для распыления краски, соль, прочные нитки, соломинка для коктейля (для разной техники росписи), мягкий карандаш (для прорисовки контура), фен, утюг (для сушки ткани), рамки, паспарту, бусины, стразы для украшения.

Подготовка к работе

Шелк надо обязательно выстирать — это позволит очистить его от возможных загрязнений и застрахует от пятен, образующихся на шелке при попадании на него капелек воды во время работы. Кроме того, если необходимо изделие определенного размера, важно знать, что после стирки шелк дает усадку — примерно 2-3 см на 1 погонный метр. После стирки шелк надо отутюжить и натянуть на раму с помощью кнопок.

Какие бывают техники росписи?

Их несколько, и каждый может выбрать на свое усмотрение и предпочтение, в зависимости от того, предпочитаете ли вы четкий цветочный орнамент или абстракцию. Каждая техника при творческом подходе таит в себе массу интересных возможностей.

Техника гута — роспись с применением контурного состава, позволяющего четко разграничить цветные участки. Последовательность действий:

  1. Нанести на ткань карандашом контуры рисунка — можно нарисовать что-то самой или использовать готовый рисунок или трафарет.
  2. Обвести контуры переведенного рисунка контурным составом — удобнее всего это делать флакончиком с пипеткой. Все обведенные контуры должны быть замкнутыми и к моменту росписи сухими, иначе краска расплывется.
  3. Смешать на палитре краски нужных оттенков и приступать к росписи: основной принцип — идти от светлых участков к темным, в этом случае любое нечаянно поставленное пятно можно закрасить следующей за ней более темной краской. Если на середину еще влажного расписанного участка добавить немного воды, она оттеснит часть краски к краю участка, ограниченного контурным составом, — таким образом достигается эффект перехода от светлого к темному тону; это очень красиво при вырисовывании лепестков цветов.
  4. Закончив роспись, высушите ткань и закрепите краски (о том, как это сделать, читайте ниже).

Акварельная техника — эта техника «сырым по сырому» основана на плавных переходах одних красок в другие, образующих интересные цветовые сочетания. Контурный состав здесь не понадобится. Последовательность действий:

  1. Натянутый на рамку шелк пропитать водой с помощью губки или кисти.
  2. На влажном шелке нанести кистью мазок краски в соответствии с выбранным сюжетом — на влажном шелке краска равномерно растекается, образуя плавные переходы тона. Если надо высветлить участок, добавьте воды на шелк, мокрыми пальцами или широкой кистью проведя по ткани, добейтесь плавного соединения тонов.
  3. Сделав фон, высушить шелк с помощью фена теплым, но не горячим воздухом.
  4. После высыхания нанести раствор (2 части контурного состава и 7 частей разбавителя контурного состава) плоской кистью на всю ткань и просушить феном.
  5. На готовом фоне можно рисовать разные мотивы, в том числе и в технике гута. Интересные эффект получается с помощью соломинки для коктейля. Надо нанести капельку краски на ткань и сильно подуть на нее через соломинку: краска растечется по загрунтованной поверхности, оставляя причудливые разводы. Высушите и закрепите краски.

Узелковая техника — сочетание «сырым по сырому» и узелков. По эффекту она напоминает батик 1 и очень проста в исполнении. Последовательность действий:

  1. Увлажнить натянутый шелк и сделать кистью разными красками несколько полосок шириной около 4 см.
  2. Просушить шелк теплым феном — полоски соединятся на стыке и дадут промежуточные тона.
  3. Снять ткань с рамы и произвольно разложить на ткани несколько небольших камушков, стеклянных шариков или пуговиц и перевязать ткань прочной ниткой. Если есть желание получить симметричный орнамент, камушки должны быть разложены в определенной последовательности.
  4. Туго скрутить шелк с обеих сторон вместе с камушками, сложить получившийся жгут в 2-3 раза и крепко связать нитками.
  5. Перевязанный шелк опустить в сосуд с кипящим раствором (50 частей воды и 1 часть краски) и кипятить его на небольшом огне около часа. Краски уже закреплены кипячением.
  6. Вынуть шелк, охладить, удалить нитки и камушки, смыть излишнюю краску и отутюжить.

1 Батик — способ росписи ткани, в основе которого лежит принцип покрытия отдельных фрагментов ткани составом, не пропускающим краску, в результате чего возникает своеобразный узор.

Техника смещение дает красивый импрессионистический эффект. Ее технология очень проста:

  1. Намочите шелк и немного отожмите руками, разложите на стеклянной поверхности или полиэтиленовой пленке, сдвинув шелк так, чтобы одни складки ложились на другие.
  2. Побрызгать на шелк из пульверизатора выбранной краской или разными красками. Перед каждым новым распылением меняйте положение складок и оставляйте шелк в таком положении на ночь, чтобы высохли краски.
  3. Прежде чем закреплять краски, шелк отутюжить.

Солевая техника использует гигроскопические свойства соли, которая поглощает влагу и притягивает пигменты краски вместе с водой, в результате чего краска становится светлее, цвета смещаются, возникают неожиданные контуры и абстрактные узоры, в зависимости от влажности ткани, состава краски и особенностей соли — величины ее кристаллов. Последовательность действий:

  1. На расписанную в любой технике влажную ткань насыпать соль — по всему фону или на отдельный фрагмент рисунка — и вокруг отдельных кристаллов кисточкой нанести немного воды, но не мочить сильно, иначе могут остаться некрасивые пятна.
  2. Высушить ткань, затем удалить кристаллы соли и закрепить краски.

Конечным этапом работы с шелком является закрепление красок. Для этого понадобятся пароварка, калька, фольга. Это делается так: полностью высохшую расписанную ткань надо расстелить на кальке (ее размер должен быть немного больше изделия) и свернуть все в трубку, избегая образования складок, — шелк не должен соприкасаться с шелком. После этого следует закрыть оба конца трубки, свернуть ее несколькими кольцами положить на сито пароварки, предварительно заполнив ее водой до высоты 2- 3 см — шелк не должен соприкасаться с водой, краски закрепляются паром. После этого надо накрыть изделие фольгой, подогнув края, закрыть пароварку, довести воду до кипения, убавить огонь и варить на небольшом огне 2 часа, после чего снять пароварку с плиты, остудить шелк, развернуть его и отутюжить. Если нет пароварки, в кастрюлю с кипящей водой можно поставить дуршлаг или сито так, чтобы его не касалась вода. И. наслаждайтесь шедевром, который в единственном во всем мире числе есть только у автора — у вас!

НАТУРАЛЬНЫЙ ШЕЛК ТКАНИ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ БАТИКА И ШИТЬЯ
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ БАТИКА

Расписание мастер-классов по батику

В ФЕВРАЛЕ занятия по Батику проходят в Понедельник, Четверг и Воскресенье с 11:00

Занятия проходят по адресу:

г. Москва, м. Красные Ворота (300 метров от метро!!),

ул. Новая Басманная, д. 12, стр. 4, Центр Дизайна. Тел.: +7 (495) 790-38-40

Лучшие преподаватели, профессиональные художники с многолетним стажем работы, поделятся с Вами самыми важными секретами росписи шелка и научат мастерству.

После наших занятий по батику Вы уходите с готовой работой: платком, шарфом, палантином, платьем или панно, закрепленным и по желанию обшитым.

Все материалы: краски, кисти, резервы, а также закрепление, стирка и глажка вашего изделия входят в стоимость МК. Подшив вашего изделия рассчитывается отдельно.

Шелк и шерсть нужно приобретать отдельно на месте. Стоимость от 250 до 1000 руб.

Стоимость любого Мастер-Класса по Батику — 250 руб. в час.

РАСПИСАНИЕ НА ФЕВРАЛЬ:

2 февраля — воскресенье — Смешанная техника, горячий батик и приёмы холодного батика. Орхидеи и другие тропические растения. Творческое занятие. Готовим подарочки к празднику 8 марта. Ткань: крепдешин, шифон, туаль. Платок, панно. Продолжительность мк 4-6 часов. Преподаватель Наталья Сафонова. Стоимость 1000-1500 рублей.

3 февраля – понедельник -Смешанная техника, горячий батик и приёмы холодного батика. Орхидеи и другие тропические растения. Творческое занятие. Готовим подарочки к празднику 8 марта. Ткань: крепдешин, шифон, туаль. Платок, панно. Продолжительность мк 4-6 часов. Преподаватель Наталья Сафонова. Стоимость 1000-1500 рублей.

6 февраля — четверг — Холодный батик, роспись с подмалевком. Секреты двухслойной росписи. Преподаватель Виктория Кибальчич.

9 февраля — воскресенье — Свободная роспись по шифону с элементами горячего или холодного батика. Творческое занятие. Готовим подарочки к празднику 8 марта. Платок, панно. Ткань: шифон. Продолжительность мк 4-6 часов. Стоимость 1000-1500 рублей. Преподаватель Наталья Сафонова.

10 февраля — понедельник — Свободная роспись по шифону с элементами горячего или холодного батика. Творческое занятие. Готовим подарочки к празднику 8 марта. Платок, панно. Ткань: шифон. Продолжительность мк 4-6 часов. Стоимость 1000-1500 рублей. Преподаватель Наталья Сафонова.

13 февраля — четверг — Холодный батик, пейзаж с перспективой. Холодный батик с последующей дорисовкой сухотером. Преподаватель Виктория Кибальчич

16 февраля воскресенье — Северное сияние, звездное небо, силуэты, горячий батик с элементами холодного и свободной росписи. Платок, панно. Ткань: шифон, крепдешин, туаль. Продолжительность занятия 4-6 часов, стоимость 1000-1500 рублей, Преподаватель Наталья Сафонова.

17 февраля- понедельник — Северное сияние, звездное небо, силуэты, горячий батик с элементами холодного и свободной росписи. Платок, панно. Ткань: шифон, крепдешин, туаль. Продолжительность занятия 4-6 часов, стоимость 1000-1500 рублей, Преподаватель Наталья Сафонова.

20 февраля — четверг — Холодный батик с загусткой. Как сочетать эти техники для усложнения работы? Секреты мастерства. Преподаватель Виктория Кибальчич

27 февраля — четверг — Холодный батик, пейзаж с перспективой. Холодный батик с последующей дорисовкой сухотером. Преподаватель Виктория Кибальчич

На мастер-класс желательно приходить в удобной обуви и немаркой одежде (предстоит работа с краской). Будем рады, если вы сможете захватить с собой несколько газет и хлопковые тряпочки для вытирания краски.Стоимость любого Мастер-Класса по Батику — 250 руб. в час.

ЗАПИСАТЬСЯ НА МК:

Занятия проходят по адресу:

г. Москва, м. Красные Ворота (300 метров от метро!!),

ул. Новая Басманная, дом 12, стр. 4, Тел.: +7 (495) 790-38-40

На Мастер-Классе Вы создадите себе шелковую красоту, которую Вы сможете носить! Ждем Вас.

Роспись по шелку

Знакомство с искусством росписи по шелку: основные виды техник, химические составляющие красок, вспомогательные приспособления.

В банальном утверждении о том, что беременность — особый период в жизни женщины, несомненно, есть изрядная доля истины. И дело не только в физиологических изменениях: часто будущая мама обнаруживает у себя совершенно новые, неведомые ей самой таланты и потребность в творчестве. Да и свободного времени после ухода в декретный отпуск становится значительно больше. В результате кто-то начинает рисовать, кто-то — петь, кто-то — заниматься дизайном, с энтузиазмом меняя облик собственной квартиры. Наша рубрика поможет читательницам «9 Месяцев» полнее реализовать тот творческий потенциал, который заложен в их нынешнем состоянии.

Роспись по шелку — одно из самых древних ремесел, до сегодняшнего дня пользующееся успехом благодаря тому, что это творческое занятие посильно любому и с его помощью можно максимально реализовать свои творческие устремления. Здесь нет ограничивающих законов, кроме технологических, нет особых материальных затрат, зато эта благодарная работа, где каждый промах кисти можно превратить в новую интересную деталь неповторимого рисунка. Расписанный шелк можно вставить в рамку или паспарту — тогда комнату украсит необычная картина, можно создать неповторимый шарф, платок или палантин, парео.

Можно сделать ширму с шелковыми вставками, занавеску или расписать шелковую блузку или ее деталь. Так что возможности неограниченны.

Итак, что для этого потребуется?

Натуральный шелк — любого вида: крепдешин, шифон, креп-сатин. При сегодняшнем разнообразии тканей в магазинах можно выбрать его на любой вкус. Желательно начинать с шелка средней плотности — именно его расписывать легче и краска ложится ровнее.

Краски и другие химические составляющие. Одни краски могут разводиться водой, другие — спиртом. Кроме красок в наборе с ними обязательно должен быть контурный состав, предназначенный именно для этой краски (с помощью специального флакончика с пипеткой им прорисовывают контуры), разбавитель контурного состава (с помощью него можно сделать контурный состав, соответствующий выбранной ткани), аппликатор для красок (он поможет плавно высветлить участки ткани), дистиллированная вода (а не из-под крана!) или спирт для разбавления красок.

Вспомогательные приспособлены — палитра и пипетки для смешивания красок, алюминиевая фольга и калька (для заворачивания раскрашенной ткани при закреплении красок), рамка и булавки для натягивания ткани, бумажная клейкая лента (ее приклеивают на раму, чтобы не испачкать ее краской), натуральные кисти разных размеров, пульверизатор для распыления краски, соль, прочные нитки, соломинка для коктейля (для разной техники росписи), мягкий карандаш (для прорисовки контура), фен, утюг (для сушки ткани), рамки, паспарту, бусины, стразы для украшения.

Подготовка к работе

Шелк надо обязательно выстирать — это позволит очистить его от возможных загрязнений и застрахует от пятен, образующихся на шелке при попадании на него капелек воды во время работы. Кроме того, если необходимо изделие определенного размера, важно знать, что после стирки шелк дает усадку — примерно 2-3 см на 1 погонный метр. После стирки шелк надо отутюжить и натянуть на раму с помощью кнопок.

Какие бывают техники росписи?

Их несколько, и каждый может выбрать на свое усмотрение и предпочтение, в зависимости от того, предпочитаете ли вы четкий цветочный орнамент или абстракцию. Каждая техника при творческом подходе таит в себе массу интересных возможностей.

Техника гута — роспись с применением контурного состава, позволяющего четко разграничить цветные участки. Последовательность действий:

  1. Нанести на ткань карандашом контуры рисунка — можно нарисовать что-то самой или использовать готовый рисунок или трафарет.
  2. Обвести контуры переведенного рисунка контурным составом — удобнее всего это делать флакончиком с пипеткой. Все обведенные контуры должны быть замкнутыми и к моменту росписи сухими, иначе краска расплывется.
  3. Смешать на палитре краски нужных оттенков и приступать к росписи: основной принцип — идти от светлых участков к темным, в этом случае любое нечаянно поставленное пятно можно закрасить следующей за ней более темной краской. Если на середину еще влажного расписанного участка добавить немного воды, она оттеснит часть краски к краю участка, ограниченного контурным составом, — таким образом достигается эффект перехода от светлого к темному тону; это очень красиво при вырисовывании лепестков цветов.
  4. Закончив роспись, высушите ткань и закрепите краски (о том, как это сделать, читайте ниже).

Акварельная техника — эта техника «сырым по сырому» основана на плавных переходах одних красок в другие, образующих интересные цветовые сочетания. Контурный состав здесь не понадобится. Последовательность действий:

  1. Натянутый на рамку шелк пропитать водой с помощью губки или кисти.
  2. На влажном шелке нанести кистью мазок краски в соответствии с выбранным сюжетом — на влажном шелке краска равномерно растекается, образуя плавные переходы тона. Если надо высветлить участок, добавьте воды на шелк, мокрыми пальцами или широкой кистью проведя по ткани, добейтесь плавного соединения тонов.
  3. Сделав фон, высушить шелк с помощью фена теплым, но не горячим воздухом.
  4. После высыхания нанести раствор (2 части контурного состава и 7 частей разбавителя контурного состава) плоской кистью на всю ткань и просушить феном.
  5. На готовом фоне можно рисовать разные мотивы, в том числе и в технике гута. Интересные эффект получается с помощью соломинки для коктейля. Надо нанести капельку краски на ткань и сильно подуть на нее через соломинку: краска растечется по загрунтованной поверхности, оставляя причудливые разводы. Высушите и закрепите краски.

Узелковая техника — сочетание «сырым по сырому» и узелков. По эффекту она напоминает батик 1 и очень проста в исполнении. Последовательность действий:

  1. Увлажнить натянутый шелк и сделать кистью разными красками несколько полосок шириной около 4 см.
  2. Просушить шелк теплым феном — полоски соединятся на стыке и дадут промежуточные тона.
  3. Снять ткань с рамы и произвольно разложить на ткани несколько небольших камушков, стеклянных шариков или пуговиц и перевязать ткань прочной ниткой. Если есть желание получить симметричный орнамент, камушки должны быть разложены в определенной последовательности.
  4. Туго скрутить шелк с обеих сторон вместе с камушками, сложить получившийся жгут в 2-3 раза и крепко связать нитками.
  5. Перевязанный шелк опустить в сосуд с кипящим раствором (50 частей воды и 1 часть краски) и кипятить его на небольшом огне около часа. Краски уже закреплены кипячением.
  6. Вынуть шелк, охладить, удалить нитки и камушки, смыть излишнюю краску и отутюжить.

1 Батик — способ росписи ткани, в основе которого лежит принцип покрытия отдельных фрагментов ткани составом, не пропускающим краску, в результате чего возникает своеобразный узор.

Техника смещение дает красивый импрессионистический эффект. Ее технология очень проста:

  1. Намочите шелк и немного отожмите руками, разложите на стеклянной поверхности или полиэтиленовой пленке, сдвинув шелк так, чтобы одни складки ложились на другие.
  2. Побрызгать на шелк из пульверизатора выбранной краской или разными красками. Перед каждым новым распылением меняйте положение складок и оставляйте шелк в таком положении на ночь, чтобы высохли краски.
  3. Прежде чем закреплять краски, шелк отутюжить.

Солевая техника использует гигроскопические свойства соли, которая поглощает влагу и притягивает пигменты краски вместе с водой, в результате чего краска становится светлее, цвета смещаются, возникают неожиданные контуры и абстрактные узоры, в зависимости от влажности ткани, состава краски и особенностей соли — величины ее кристаллов. Последовательность действий:

  1. На расписанную в любой технике влажную ткань насыпать соль — по всему фону или на отдельный фрагмент рисунка — и вокруг отдельных кристаллов кисточкой нанести немного воды, но не мочить сильно, иначе могут остаться некрасивые пятна.
  2. Высушить ткань, затем удалить кристаллы соли и закрепить краски.

Конечным этапом работы с шелком является закрепление красок. Для этого понадобятся пароварка, калька, фольга. Это делается так: полностью высохшую расписанную ткань надо расстелить на кальке (ее размер должен быть немного больше изделия) и свернуть все в трубку, избегая образования складок, — шелк не должен соприкасаться с шелком. После этого следует закрыть оба конца трубки, свернуть ее несколькими кольцами положить на сито пароварки, предварительно заполнив ее водой до высоты 2- 3 см — шелк не должен соприкасаться с водой, краски закрепляются паром. После этого надо накрыть изделие фольгой, подогнув края, закрыть пароварку, довести воду до кипения, убавить огонь и варить на небольшом огне 2 часа, после чего снять пароварку с плиты, остудить шелк, развернуть его и отутюжить. Если нет пароварки, в кастрюлю с кипящей водой можно поставить дуршлаг или сито так, чтобы его не касалась вода. И. наслаждайтесь шедевром, который в единственном во всем мире числе есть только у автора — у вас!

Рисование в технике «Батик» поэтапно для начинающих. Мастер-класс с пошаговыми фото

Автор: Максимова Надежда Юрьевна МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №239», г.Кемерово
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста.
Назначение: сувенир может служить украшением интерьера или можно преподнести в качестве подарка.
Цель: знакомство детей с искусством батика.
Задачи:
1. Познакомить детей с таким видом декоративно-прикладного творчества как «батик».
2. Учить правильно и аккуратно пользоваться красками для ткани и контуром.
3. Учить применять солевую технику.
4. Развивать умение поэтапно выполнять работу.
5. Развивать наглядно-образное мышление, воображение, фантазию.
6. Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.
7. Вызвать желание сделать поделку своими руками.
Материалы и инструменты, необходимые для работы: деревянная рамка, кнопки, отрез шелковой ткани, акриловая краска по шелку, контур для рисования по ткани, эскиз рисунка на бумаге.

Расписать ткань в технике «батик» не так уж и легко. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Но работы выполненные в этой технике очень красивы и эффектны. К тому же процесс можно упростить, если наносить контур рисунка уже на затонированную ткань, а вместо специального резерва, который выдувается из специальных трубочек, можно использовать специальные контуры. Дети 5-7 лет вполне способны сотворить свои первые шедевры. Рисунок для эскиза первых работ конечно лучше выбрать попроще.

Основные этапы создания картины в технике «холодного батика»:
— подготовка всех материалов для росписи
— подбор ткани (лучше шёлк, крепдешин, можно искусственный)
— создание эскиза на бумаге
— натяжка ткани (предварительно постиранной, чтобы не было проблем в дальнейшем с «усадкой») на рамку
— заливка фона
— перенос эскиза на ткань

Обычно для батика используют тонкие, плотные и гладкие ткани, такие как хлопок и шелк. Но можно поэкспериментировать и с синтетической тканью. Перед работой ткань необходимо выстирать.

Ткань натягиваем на раму. Я использую раму, в которую потом буду вставлять готовую работу. Но ее необходимо перевернуть,чтобы не замарать краской лицевую сторону. Оставьте припуски на ткани 2-3см.

Технология росписи по шелку

Для того чтобы ваш рисунок получился удачным, нужно знать, как краска ложится на шелк, и в полной мере использовать ее природные качества наилучшим образом. В своих работах я стремлюсь достичь эффекта акварельной живописи. Но из-за того, как краска ведет себя на ткани, мне приходится усовершенствовать свою технику. Она проста в выполнении, и со временем вы тоже научитесь добиваться желаемых результатов.

Какие особенности имеет технология росписи по шелку? Естественно, краска растекается по поверхности шелка, поэтому, если вы хотите сделать летальный рисунок, ее необходимо контролировать. Предотвратить смешение красок можно при помощи контурного средства. Однако, если вы прорисовываете детали внутри определенного участка картины, потребуется иной подход.

Технология росписи по шелку

Я начинаю работу с нанесения самых светлых цветов и даю каждому слою высохнуть, перед тем как выполнить следующий. Таким образом, краска растекается меньше. Это позволяет нарисовать мелкие детали.

Используйте для них самый маленький номер кисти. Попробуйте поэкспериментировать с кистями разных размеров и посмотрите, насколько широко ложатся мазки на ткани. Для получения тонкой линии уберите лишнюю краску.

Если вы хотите смешать краски двух участков картины, увлажните их. Смочите шелк широкой кистью и промокните воду бумажным полотенцем. Соедините краски в палитре, чтобы их можно было сразу нанести на ткань. С опытом я обнаружила, что краски лучше смешиваются, если начинать с бледного оттенка и заканчивать темным.

Например, поле, которое светлеет по мере того, как уходит вдаль, приступайте рисовать от горизонта и продвигайтесь к затененному переднему плану, подготовив необходимые цвета на палитре.

Размытые край пистон, нарисованных на заднем плане, создают эффект перспективы и подчеркивают вышитый цветок на переднем плане. Как при акварельной живописи, начинайте со светлых оттенков и оканчивайте темными.

Приколите ткань к деревянной рамке с одного края специальными кнопками. Убедитесь, что ткань ложится ровно. Туго натяните се и закрепите с противоположной стороны. Наконец, приколите с других оставшихся сторон. Размещайте кнопки с интервалом примерно 8 см. Если ткань между кнопками морщится, значит, она натянута слишком туго. Отколите с двух сторон и прикрепите заново.

Переведите детали рисунка на ацетатную пленку при помощи маркера. Я собираюсь вышить цветок на переднем плане, а все остальные детали нарисовать красками.

Законченный рисунок на ацетатной пленке определяет форму и участок вышивки.

Положите рисунок под шелк на столик с подсветкой и приподнимите картинку, чтобы она плотно соприкасалась с шелком. Закрепите ацетатную пленку клейкой лентой. Начертите рамку при помощи линейки и маркера, затем точно переведите узор на ткань. Сверяйтесь с фотографией, чтобы не ошибиться.

Уберите ацетатную пленку. Используя пластмассовую бутылочку и металлическое перо, проведите по узору контурным средством. Убедитесь, что линия нигде не прерывается, иначе краска впоследствии растечется. Посмотрите рисунок на свет. Пока контурное средство сохнет, начинайте смешивать краски.

Сначала смешайте краски для основных лепестков. Для таких мелких участков, как на обращение, используйте тонкую кисть (№ 0). В данном случае нужен лишь один цвет — фиолетовый. Попробуйте краску на ткани с краю, перед тем как нанести на картину.

Наберите краску на кисть, затем обмакните ее в центре детали и дайте растечься до краев, чтобы слой получился ровным.

Смешайте необходимые краски и закончите цветок. Используйте тонкие кисти для окрашивания мелких участков, например стеблей. На этой картине я не стала прорисовывать детали цветка, так как собираюсь их вышить.


Смешайте краски, необходимые для росписи фона, и попробуйте их с краю картины (оценивайте цвет, после того как краска высохнет, так как она может побледнеть). Начинайте рисовать красками самых светлых оттенков.

Наносите краску на мелкие участки легким движением, чтобы она не растекалась, тонкой кистью, а на крупные участки — быстрыми мазками, используя широкую кисть. Дайте смежным цветам немного смешаться, чтобы они выглядели естественнее. Если краска растекается слишком быстро, высушите ее феном; если краска, напротив, растекается плохо, подождите, пока она полностью высохнет, и затем смочите кистью с водой. Это разбавит цвет и поможет краскам смешаться.

Продолжайте расписывать фон, постоянно проверяя по фотографии правильность композиции и цветовой палитры. В последнюю очередь нанесите самые темные опенки.

Так выглядит законченный фон. Теперь прогладьте шелк горячим утюгом в течение 2 мин, чтобы закрепить краски. Затем постирайте ткань в горячей мыльной воде, чтобы смыть контурное средство, прополощите в холодной воде, просушите с помощью утюга, чтобы не образовалось морщин и складок. Теперь можно приступить к вышиванию цветов, расположенных на переднем плане.

НАТУРАЛЬНЫЙ ШЕЛК ТКАНИ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ БАТИКА И ШИТЬЯ
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ БАТИКА

Расписание мастер-классов по батику

В ФЕВРАЛЕ занятия по Батику проходят в Понедельник, Четверг и Воскресенье с 11:00

Занятия проходят по адресу:

г. Москва, м. Красные Ворота (300 метров от метро!!),

ул. Новая Басманная, д. 12, стр. 4, Центр Дизайна. Тел.: +7 (495) 790-38-40

Лучшие преподаватели, профессиональные художники с многолетним стажем работы, поделятся с Вами самыми важными секретами росписи шелка и научат мастерству.

После наших занятий по батику Вы уходите с готовой работой: платком, шарфом, палантином, платьем или панно, закрепленным и по желанию обшитым.

Все материалы: краски, кисти, резервы, а также закрепление, стирка и глажка вашего изделия входят в стоимость МК. Подшив вашего изделия рассчитывается отдельно.

Шелк и шерсть нужно приобретать отдельно на месте. Стоимость от 250 до 1000 руб.

Стоимость любого Мастер-Класса по Батику — 250 руб. в час.

РАСПИСАНИЕ НА ФЕВРАЛЬ:

2 февраля — воскресенье — Смешанная техника, горячий батик и приёмы холодного батика. Орхидеи и другие тропические растения. Творческое занятие. Готовим подарочки к празднику 8 марта. Ткань: крепдешин, шифон, туаль. Платок, панно. Продолжительность мк 4-6 часов. Преподаватель Наталья Сафонова. Стоимость 1000-1500 рублей.

3 февраля – понедельник -Смешанная техника, горячий батик и приёмы холодного батика. Орхидеи и другие тропические растения. Творческое занятие. Готовим подарочки к празднику 8 марта. Ткань: крепдешин, шифон, туаль. Платок, панно. Продолжительность мк 4-6 часов. Преподаватель Наталья Сафонова. Стоимость 1000-1500 рублей.

6 февраля — четверг — Холодный батик, роспись с подмалевком. Секреты двухслойной росписи. Преподаватель Виктория Кибальчич.

9 февраля — воскресенье — Свободная роспись по шифону с элементами горячего или холодного батика. Творческое занятие. Готовим подарочки к празднику 8 марта. Платок, панно. Ткань: шифон. Продолжительность мк 4-6 часов. Стоимость 1000-1500 рублей. Преподаватель Наталья Сафонова.

10 февраля — понедельник — Свободная роспись по шифону с элементами горячего или холодного батика. Творческое занятие. Готовим подарочки к празднику 8 марта. Платок, панно. Ткань: шифон. Продолжительность мк 4-6 часов. Стоимость 1000-1500 рублей. Преподаватель Наталья Сафонова.

13 февраля — четверг — Холодный батик, пейзаж с перспективой. Холодный батик с последующей дорисовкой сухотером. Преподаватель Виктория Кибальчич

16 февраля воскресенье — Северное сияние, звездное небо, силуэты, горячий батик с элементами холодного и свободной росписи. Платок, панно. Ткань: шифон, крепдешин, туаль. Продолжительность занятия 4-6 часов, стоимость 1000-1500 рублей, Преподаватель Наталья Сафонова.

17 февраля- понедельник — Северное сияние, звездное небо, силуэты, горячий батик с элементами холодного и свободной росписи. Платок, панно. Ткань: шифон, крепдешин, туаль. Продолжительность занятия 4-6 часов, стоимость 1000-1500 рублей, Преподаватель Наталья Сафонова.

20 февраля — четверг — Холодный батик с загусткой. Как сочетать эти техники для усложнения работы? Секреты мастерства. Преподаватель Виктория Кибальчич

27 февраля — четверг — Холодный батик, пейзаж с перспективой. Холодный батик с последующей дорисовкой сухотером. Преподаватель Виктория Кибальчич

На мастер-класс желательно приходить в удобной обуви и немаркой одежде (предстоит работа с краской). Будем рады, если вы сможете захватить с собой несколько газет и хлопковые тряпочки для вытирания краски.Стоимость любого Мастер-Класса по Батику — 250 руб. в час.

ЗАПИСАТЬСЯ НА МК:

Занятия проходят по адресу:

г. Москва, м. Красные Ворота (300 метров от метро!!),

ул. Новая Басманная, дом 12, стр. 4, Тел.: +7 (495) 790-38-40

На Мастер-Классе Вы создадите себе шелковую красоту, которую Вы сможете носить! Ждем Вас.

Ссылка на основную публикацию